Основная задача ритуального агентства «АМОН» – организовывать достойные похороны. Этот раздел сайта, как и все остальные, создан нами Вам в помощь. Здесь Вы сможете найти ответы на самые популярные и часто задаваемые нам вопросы из сферы ритуальных услуг: как действовать, если в доме покойник; что предпринять и куда обращаться, если смерть настигла человека в другом городе; какие документы и в каких организациях должны быть собраны и оформлены и др.
Мы расскажем Вам, сколько стоят похороны и что такое «груз 200»; как правильно одеться и как вести себя на похоронах; как найти захоронение на кладбище и почему для организации похорон лучше обратиться в специализированное агентство. А также можно ли кремировать тело покойного в Казахстане, какие льготы и пособия здесь существуют и есть ли в стране кладбища для животных.
Кроме вопросов, касающихся действий близких умершего в период организации похорон, в разделе есть ответы на вопросы другого плана: что такое бальзамирование и для чего оно нужно; что такое агония; как вести себя у постели умирающего; как сделать посмертный макияж; почему христиан хоронят в гробу и многие другие.
Если Вы все же не смогли найти ответ на интересующий Вас вопрос, у Вас есть возможность задать его нам через форму связи на сайте. Мы ответим Вам в самое ближайшее время.
Самый главный праздник православных христиан – Пасха. Это время, когда все веселятся и радуются, и не только воскрешению Христа и наступлению весны, но и победе жизни над смертью. Посещение погоста и совершение панихид по усопшим не рекомендуется ни в Пасхальное воскресенье, ни в Светлую седмицу. Согласно церковным канонам, такие действия омрачат всеобщее ликование, но спустя 10 дней после светлого воскресенья, на Радоницу, посещение кладбища и молитвы за усопших считаются необходимыми.
Если с посещением мест вечного упокоения всё ясно, то как быть с похоронами на Пасху? Жизнь не стоит на месте, и смерть может настигнуть любого из нас хоть в будни, хоть в праздники, пусть и церковные. Умереть в пасхальную Седмицу, а тем более, в Пасхальное воскресенье, и наши предки, и современные верующие считают неоценимым благом. Именно такой усопший сразу попадает в рай и спасается. Вечное Царствие небесное ему уготовано не потому, что он умер в этот период, а потому, что жил праведно, соблюдая Заповеди, и Господь даровал ему прощение и своё благословение. Такого усопшего принято хоронить, вложив в его правую руку красное яичко.
Отпевание и погребение на Пасху не запрещается, то есть похоронный обряд должен быть проведён вне связи с любым церковным праздником, в том числе и с этим. Правда, если смерть наступила именно в Пасхальное воскресенье, священник отпевает усопшего в соответствии с особым чином.
Здравствуйте Диля! На Ваш вопрос мы попросили ответить Орынбасара Дауренбекова главного имама мечети микрорайона Таугуль 3.
"- Этот вопрос относится к национальным традициям казахского народа. После смерти принято раздавать одежду и личные вещи умершего на память. И снохи здесь имеют такое же право как и все остальные. Распределять вещи и украшения должен один из самых близких родственников - муж, жена, дети..."
Такие надписи называются эпитафиями – от греческого слова epitaphios, что означает «надгробный». Это может быть и несколько слов, и несколько фраз, часто в стихотворной форме. Родные таким образом выражают любовь и благодарность покойному, поэтому на камне часто можно прочесть обращение к нему, но бывают и эпитафии, где лежащий в земле обращается к посетителям погоста. Вспомним хотя бы Цветаеву: «Я тоже была, прохожей, прохожий, остановись!»
Посещая место вечного упокоения, мы, вглядываясь в выцветшие фотографии и читая скорбные строки, испытываем грусть и меняем взгляды на обстоятельства своей жизни. Если нас захлестнула неудержимая жажда наживы, несколько отрезвляемся, а при невзгодах и горестях находим в себе силы. Недаром французская пословица говорит: «Если ты считаешь себя самым счастливым и удачливым, пойди на кладбище. Если почувствуешь себя самым несчастным и невезучим, пойди на кладбище».
Родина эпитафий – Древняя Греция. Именно так там вначале именовалась надгробная речь, ну а после – название стало применяться и для обозначения надмогильной надписи. Саркофаги знатных египтян были, как известно, обильно украшены иероглифами – эпитафиями; необходимым атрибутом захоронений они были и в Иудее, и в Вавилоне, и в Древнем Китае. Но статус поистине высокого искусства посмертные надписи приобрели в Японии. Лаконичность и изящество вкупе с глубоким смыслом не оставляют равнодушными русских туристов, посещающих японские погосты: «Плохие дела – это пыль для вечности, хорошие – то же самое. Но как же тогда о тебе будут помнить?» или: «Увы, мы опоздали прикрыть тёплым одеялом холодный камень на твоей могиле».
Многие русские поэты являлись авторами выразительных, порой, с некоторой долей грустного юмора, надгробных надписей. А. Пушкин, например, посвятил себе эпитафию: «…Не делал доброго, однакож был душою, ей богу, добрый человек». А вот отрывок из эпитафии на себя историка В. Соловьёва: «Вначале был философ, а ныне он шкелет». То есть никакого страха или скорби по уходящей жизни мы не встречаем ни у вышеназванных авторов, ни у К.Батюшкова, И. Бунина, М. Лермонтова или других.
Если надумаете написать, подберите слова, которые бы шли от души, от сердца. Эпитафию лучше всего составить самостоятельно. Но можно и воспользоваться готовыми, например: «Здесь наша мама отдыхает, а мы ей говорим «спасибо», «Ты зачем ушла, родная, спать в земле сырой?», «Мы тебя представляем живой, и в смерть твою поверить невозможно» или выбрать нечто подобное.
На могилы христиан в день захоронения принято ставить кресты. Причем чаще всего эти кресты изготовлены из дерева, хотя никаких канонических предписаний на этот счет нет, точно так же можно установить металлический либо каменный крест. Предпочтение деревянным отдается по самым объективным причинам – из-за их доступной стоимости и небольшого веса. Причем вторая причина не менее важна, чем первая: в первый год после похорон земля на могиле дает приличную усадку, и тяжелые надмогильные сооружения могут покоситься или даже упасть. Обычно их ставят позже, заменяя установленный в день похорон деревянный крест, который в этом случае принято прикапывать в той же могиле либо сжигать, но не бросать.
Чтобы деревянный крест служил долго и надежно, при его изготовлении следует выбирать твердые породы деревьев (например, дуб или лиственница), но большинство крестов все же изготовлено из сосны.
Что касается цвета крестов, то опять же: он никак не регламентируется правилами Православной Церкви, выбирать его можно по собственному вкусу. Тем не менее, если у вас есть желание покрасить надмогильный крест в бронзовый, золотистый и тому подобные цвета, подумайте, будут ли они уместными на кладбище. Как правило, цвет каменного креста зависит от цвета камня и может быть любым, металлические надмогильные кресты часто красят в черный цвет или покрывают серебрянкой.
Деревянные же в основном не красят, а кроют морилкой, олифой или лаком, это защищает природный материал от воздействия внешней среды и продлевает срок службы изделия. Если этого не сделать, дерево достаточно быстро потемнеет. Еще одно, уже ставшее классическим, часто используемое прозрачное деревозащитное средство – Pinotex (Пинотекс). Эта марка предлагает даже не одно, а целый ряд средств для эффективной защиты деревянных изделий, среди них масла, пропитки, грунтовки и т.д. Красить деревянный крест нет никакой необходимости, это только скроет природную красоту, цвет и фактуру дерева. Но при желании придать ему определенный цвет или вид более ценной породы древесины, например, это тоже можно сделать. Для окрашивания деревянного креста можно воспользоваться разными способами: окраска кистью, пропитка губкой или вымачивание.
Важно помнить, что, если деревянный крест не убирают по истечении года и не заменяют памятником или, скажем, каменным крестом, то внешний вид его придется каждый год обязательно приводить в порядок – покрывать новым слоем лака или красить.
Еще материалы:
Многим известно, что во время погребения мусульманина на кладбище должны присутствовать только мужчины. Святой Ахмад в своём труде «аль-Муснаде» указывал, что скорбь об умершем недопустима, Истинный мусульманин должен принять потерю стойко, не слишком проявляя свою скорбь:- " Это напоминает о смерти, размягчает душу и слезит глаза. Если же открыть эту дорогу женщинам, то их охватит печаль и плач в силу их слабости и недостатка терпения. А запрещается это для того, чтобы не возникло повода для совершения греха, ибо рыдание по умершему является грехом, который Пророк, назвал неверием времён джахилии(невежества)".
Женщины, напротив, склонны рыдать об умершем, что воспринимается святым и его последователями как нарушение мусульманских законов.
Мусульманкам дозволено посещать кладбище, но только тем, кто одет согласно закону шариата. Имеется в виду почти полное покрытие тела одеждой. В случае если родственник нашёл последний приют в другом городе, женщина может посетить его могилу, но только в сопровождении мужа.
Навещая умирающего - советы и рекомендации
Советы посетителям
Иногда лежащего на смертном одре навещают «для приличия» знакомые или бывшие сослуживцы и… не знают, как себя вести. Хорошо ещё, если у них хватит ума и тактичности не захватить с собой бутылочку для «поднятия духа» больного. Вспоминается эпизод из давно прочитанного рассказа. Умирающего онкологического больного, доживающего последние дни, решили проведать коллеги, трое мужчин. Поражённые его изменившимся внешним видом, они вначале не знали, что и говорить. Один из них, тем не менее, бодрячески произнёс: «Да ты выглядишь молодцом! Скоро встанешь, не падай духом». Диалога не получалось, и обе стороны чувствовали себя крайне неловко. Тогда второй посетитель начал рассказывать о делах на работе, и произнеся: «А вот в будущем году…» и осёкся. Вряд ли умирающего интересовало, что они замыслили сделать в будущем году. Потоптавшись немного, посетители покинули больного, пожелав ему долгих лет жизни.
Так как же вести себя в таких случаях, чтобы и избежать фальшивого оптимизма, и не окончательно «добить» умирающего разговорами о его плохом внешнем виде? И вообще – говорить ли ему о том, что болезнь неизлечима? По этому поводу нет единого мнения у специалистов – медиков и психологов. Известны случаи, когда человек, страдающий, например, раком, но не знающзий о безысходности своего положения, всё-таки надеялся вылечиться, принимал лекарства, как-то держался… Так, одна молодая ещё женщина, оптимистически настроенная, даже испытывала радость (не сочтите за кощунство) – вот, мол, похудела, стала изящной, продолжала пить таблетки и… жила довольно долгое время. Однако так продолжалось, пока она не знала о своём смертельном диагнозе. Когда близкие посчитали, что она спит, и кто-то из них обмолвился посетителю о страшном диагнозе и близкой кончине - женщина, услышав это, угасла буквально за несколько дней.
Сильный духом человек иногда сам просит и врачей, и родственников не скрывать правду. По-видимому, в таком случае это стоит сделать, чтобы человек успел завершить земные дела, кое с кем повидаться, кое у кого попросить прощенья и психологически настроиться на неизбежный конец. Но даже и в такой ситуации врачу (или по его поручению – родственнику или посетителю) надо соблюдать предельную осторожность и тактичность. Не следует произносить фраз «Вы умрёте через 2-3 месяца» или «Ваша смерть не за горами». Когда отправить душу на небо – знает только Господь, и ни один даже самый квалифицированный доктор не может говорить о сроке со стопроцентной гарантией. К тому же резервы нашего организма весьма велики и, как знать, а вдруг он всё-таки с помощью Божьей и медицинской сможет повернуть болезнь вспять…
Посетителям не следует навязывать свои методы лечения, тем более, если об этом никто не просит. А вот поинтересоваться, чем же лечат, что советуют врачи и каково самочувствие после того или иного препарата – можно, а в некоторых случаях и нужно: такое внимание будет приятно больному. Воздержитесь и от «ахов», «охов», причитаний и уж, конечно, от слёз. Единственное, что нужно человеку сейчас - дружеское участие и отзывчивость. Умирающие обычно больше говорят сами, и к их речи надо внимательно прислушиваться, поскольку она иногда бывает символичной. Не исключено, что умирающий мыслит уже несколько иными категориями и видит то, что нам пока неведомо.
При общении с умирающим надо быть готовым к резким перепадам его настроения: от спокойствия и благодушия он может перейти к гневу, от улыбки – к плачу и т.д. Отнеситесь к этому спокойно, с пониманием, постарайтесь отвлечь его разговорами на нейтральные темы: что ел за завтраком или обедом, какие сейчас предпочтения в пище, что принести, кто навещает и т.д. Тактично наведите больного на воспоминания о детстве и юности и, возможно, он сам с удовольствием углубится в эти воспоминания, увидев в вас внимательного, заинтересованного слушателя.
Однако есть больные, которые, будучи осведомлены о страшном диагнозе, ни о чём другом, кроме своей скорой кончины, не желают говорить. Что ж, и эту тему можно поддержать, соблюдая, естественно, тактичность и деликатность. Никакие фальшивые фразы типа «Да брось ты, нашёл, о чём говорить, давай уж выздоравливай» - тут неуместны. Можно разделить мечтания человека о предстоящей встрече с умершими детьми, родителями или другими близкими. Вспомним горьковского Луку – как он рисовал умирающей Анне будущую райскую жизнь, где царят благость, красота и покой. Во времена махрового материализма и атеизма россказни старца воспринимались как утопический бред. Сейчас, однако же, мы можем посмотреть на это совсем с другой стороны…
Здравствуйте Анастасия! У нас в городе нет специальных курсов для этого, такое обучение есть например в Новосибирске.
Все люди которые у нас этим занимаются - санитары морга и бальзаматоры. Это входит в круг их обязанностей, но здесь как и в обычном макияже должно быть чувство меры, а честно сказать не каждому это дано. Бывает что покойника делают настолько «живым», что люди просят стереть макияж или помаду.
Я думаю если Вы умеете делать макияж живым людям, то и в этом направлении с учетом специфики у Вас все получится!
С уважением Сергей.
10 правил, как вести себя на печальном мероприятии.
Наша жизнь – это цепь счастливых, нейтральных и к сожалению, печальных событий. Мы искренне надеемся, что последних будет поменьше. Иногда нам приходится посещать мероприятия, никак не связанные с радостными новостями, будь это похороны или поминки родственников, друзей или знакомых. Несмотря на то, что подобные события «выбивают из колеи», они, тем не менее, требуют определенных правил поведения и проявления такта. Приведенные ниже рекомендации помогут избежать неловкости и случайно не обидеть людей, находящихся в стрессовой ситуации.
1. Соболезнования. Выразить свое сочувствие можно разными способами. Для начала, следует учитывать, кем вам приходился усопший, знакомы ли вы с его семьей, дружили ли вы или просто работали вместе. Если умерший являлся вашим родственником или другом, то, несомненно, вы захотите пойти на похороны или навестить семью. Наверняка, вы сможете оказать нужную поддержку родным в эти печальные дни. Если же вы не являлись близким другом, но желаете выразить соболезнования семье усопшего лично, то уместно будет нанести визит в ближайшее время. В случае «шапочного» знакомства можно отправить телеграмму, выразить свое сочувствие в письменной форме и отправить цветы.
2. Навещать родственников или приходить на похороны следует в черной одежде. Если таковой нет в вашем гардеробе, подберите вещи темных тонов.
3. Во время поминок или визита к родственникам не следует громко разговаривать или проявлять ненужную активность. Семье после утраты будет тяжело наблюдать чужую энергичность. Не следует также обсуждать интересующие вас вопросы, никак не связанные с трагическим событием.
4. Какие бы вас отношения не связывали с усопшим, не стоит вспоминать негативные черты его характера или неблаговидные поступки. Проявляйте уважение к его семье!
5. Не следует нарушать церемонию, даже если на ваш взгляд, она проводится как-то не так. Не вступайте в спор с кем-то из пришедших на поминки, старайтесь не оскорблять чувства родных и друзей усопшего.
6. Воздержитесь от любой критики! Любые замечания послужат лишь признаком вашего бестактного поведения.
7. Даже если вы являетесь воинствующим атеистом, не стоит возмущаться по поводу присутствия священнослужителя на похоронах или поминках. К любому представителю религии следует относиться с почтением.
8. Не перебивайте, когда кто-то хочет сказать об усопшем.
9. Помните, какое печальное событие стало причиной нынешнего мероприятия. Не следует выпивать слишком много. В случае если вам тягостно или скучно, лучше вежливо попрощаться и уйти.
10. Решив навестить семью умершего по прошествии времени, постарайтесь не заострять внимание на утрате. Попытайтесь ободрить родственников и ведите себя естественно.
Здравствуйте Елена!
Просим прощения за столь долгое ожидание – только сегодня получили ответ на Ваш вопрос!
В первую очередь следует обратиться в ЗАГС того района, в котором было выдано оригинальное свидетельство о смерти. Из него будет сделан запрос в архив. При наличии записи в архиве, Вам выдадут подтверждающую справку об этом.
С этой справкой следует обратиться в ЦОН и на ее основе Вам выдадут дубликат Свидетельства о смерти. Перед тем как начать все эти действия, необходимо будет подтвердить свое родство с умершим! Дубликат Свидетельства будет выдан только близким родственникам!
Итак, что же такое агония? В самом общем смысле это борьба между жизнью и смертью. В основе явления лежит серьёзное нарушение функций высших нервных центров и ненормальное возбуждение спинномозговых центров. Это, вкупе с прочими нарушениями работы организма, приводит к значимым функциональным изменениям в организме.
Агония, понятное дело, не возникает сама по себе. Ей предшествует терминальное состояние – то есть электрическая активность коры головного мозга сходит на нет, зрачки не реагируют на раздражение, дыхание на короткий период учащается, а вскоре и вовсе останавливается. Сознание человека затмевается, кожа приобретает бледный с синюшным оттенком вид, нос заостряется, нижняя челюсть отвисает. Нередкое явление – судороги и последующий паралич мускулатуры,непроизвольные мочеиспускание и дефекация.
Из-за скопления слизи дыхание затрудненное, хриплое. К дыхании участвуют, помимо диафрагмы и мышц груди, мускулы шеи и рта, так что налицо явное заглатывание воздуха. Создается впечатление, что агонизирующий подобен рыбе, выброшенной на берег.
Сердечная деятельность также резко снижается, и признак этого – так называемый нитевидный пульс, который становится реже, а также падение артериального давления. Но иногда имеют место противоположные явления: АД резко повышается,сердечные сокращения учащаются.
Вызванный, лучше всего не случайный, а уже наблюдавший больного врач, имея на руках анализы и предвидя неизбежный конец, говорит о нём родным. Обычно он предлагает родственникам удалиться в другую комнату или вообще в другоепомещение, дабы не подвергать их психику созерцанию столь тяжёлого процесса. Однако… такое не всегда осуществляется. Прикованные ужасом и страхом за жизнь родного человека, родные настаивают на пребывании рядом с ним до, как говорится, последнего вздоха.
Процессы, свойственные агонии, могут иметь обратимый характер. Так не стоит падать духом при первых признаках этого явления, куда более продуктивно – верить в лучшее.