Траулер «Мэриэн Энн»: рождение нового морского мифа
Перечень кораблей, не дошедших до точки назначения по тем или иным причинам за последние сто или даже пятьдесят лет, может утомить и самого терпеливого читателя. И уж поверьте: если обратиться к статистике за более ранний период, картина будет еще менее радостной. Мировой океан всегда щедро взимал с мореплавателей свою дань.
Вот и получается, что для того, чтоб стать прообразом «Летучего голландца» или войти в морской фольклор иным способом, самого факта аварии для корабля не достаточно. Но, похоже, рыболовецкому траулеру «Мэриэн Энн», бороздившему воды еще в начале нового тысячелетия, это удалось.
Итак, 20 сентября 2004 года «Мэриэн Энн» видели возле берегов Калифорнии. На следующее утро судно должно было пришвартоваться в городке Эприке, доставив туда груз рыбы.
Проницательный читатель уже догадался, что траулера в порту назначения не дождались. Выяснилось, что рыбаки не передавали никаких сигналов, тем более «SOS». И никто не мог сообщить, куда подевалась пропажа. Но в современном мире корабль, даже небольшой траулер, потерять бесследно не так уж легко. Вот и «Мэриэн» была оснащена новейшей системой связи, которая фиксировала ее передвижения.
Так что поиски судна начали в 35 км от берега – в месте последнего известного местонахождения корабля. На этом месте нашли лишь плот и несколько спасательных буйков.
Впрочем, корабль нашелся тоже: на глубине 60 м и в 32 м от места, где он в последний раз «выдал» свое местонахождение. Трагедия, безусловно, налицо, но где тайна, необходимая для рождения легенды?
Дело в том, что осмотр показал: судно абсолютно целое, без малейших следов повреждения. Никаких причин «отдыхать» на дне у траулера не было.
За дело взялась группа ученых под руководством Алана Блумберга (Научно-исследовательский институт «Центр морских систем» в Нью-Джерси), пытаясь подобрать научно обоснованное объяснение случившемуся.
Прежде всего, подозрение пало на т.н. «волну-убийцу» - так называют огромные - до 30 м, а то и выше, - волны, которые возникают как бы ниоткуда, без видимых причин. Кстати, такой природный феномен долго довольствовался статусом морского мифа, пока исследования со спутников подтвердило: такие волны существуют. А возникают так неожиданно из-за воздушных потоков и подводных течений.
Эксперименты с моделью траулера показали: настигни «Мэриэн Энн» тридцатиметровая волна – корабль потонул бы за несколько секунд, у экипажа не оставалось времени даже подать сигнал бедствия. Казалось бы, теория подтверждена. Вот только волны-убийцы не слишком бережно относятся к своим жертвам. Без повреждений корабль бы при таком сценарии развития событий точно бы не остался.
Так что ученые выдвинули еще одну теорию: причиной гибели судна могли стать пузырьки метана, скопившиеся под килем. Если учесть, что существует документальная кинопленка, на которой зафиксировано, как пузырьки метана потопили нефтяную платформу в Северном море в 1985 году, теория более чем имеет право на существование.
По словам доктора Дэвида Вакари из упомянутого Центра морских систем, подобный процесс можно сравнить с тем, что происходит, когда мы отвинчиваем тугую крышку с бутылки газировки.
Метан образуется в осадочных породах из-за биологических процессов. Сперва газ растворяется в морской воде, после, по мере накопления, вода больше не может его удерживать, вот и образуются пузырьки. Гидрат метана со дна океана при повышении температуры легко распадается на воду и газ. Если такие пузырьки появились точно под кораблем, то могли уменьшить плотность воды. При том настолько, что «Мэриэн» опустилась достаточно глубоко, чтоб вода перелилась через край и затопила корабль.
Эксперимент с моделью судна в бассейне и системой труб, через которые пропускали воздух как замену метана, доказал возможность такого сценария катастрофы. Но ученые не спешат утверждать, что нашли однозначную разгадку. А широкой публике больше нравится версия про волну-убийцу.
Траулер «Мэриэн Энн» при жизни был честным, пусть и малозаметным тружеником. Смерть придала ему некий романтический ореол загадки. Впрочем, если бы была возможность спросить членов экипажа, нужна ли им такая посмертная слава, думаем, отрицательный ответ был бы очевиден.
© Авторский материал. При копировании ссылка на сайт pohorony.kz обязательна.