Похоронные деньги
Ранним утром в один из дней марта 2009 года по телефону «02» в милицию позвонила жительница деревни Новотроицк республики Марий Эл и сообщила, что через окно обнаружила свою 83-летнюю соседку Л. мертвой на полу, в ее доме беспорядок.
По данному сообщению немедленно выехала следственно-оперативная группа. В ходе осмотра дома, где жила Л. зафиксировано, что входная дверь не имеет признаков взлома, дверь заперта на висячий замок. Открыв дверь милиционеры увидели малоприятную картину. Труп Л. был обнаружен на полу кухни. Одежды на ней не было. По расположению тела сразу было видно, что убитую изнасиловали. Порядок в доме сильно нарушен, во всех комнатах вещи разбросаны. На первый взгляд родственники убитой не смогли даже определить какое имущество пропало. В принципе, для бывалых оперативников картина была ясной – на лицо разбойное нападение сопряженное с убийством. Не характерным для данного рода преступлений являлся факт изнасилования (причем одежда не снята, а разорвана) и излишняя жестокость нанесения ранений. При вскрытии выявлены следующие телесные повреждения: колотая рана на груди, две округлые раны в районе шеи, одна округлая рана в области левого виска, рубленная рана с правой стороны головы. Эксперт установил, что смерть наступила не более 8 часов назад.
При осмотре прилегающей территории обнаружены следы от мужской обуви, ведущие от дома через огород на соседнюю улицу. Была использована служебно-розыскная собака, но, пройдя несколько десятков метров, она потеряла след. Опрошенные соседи рассказали, что зимой посторонние лица в деревне не появляются, так как расположена она в стороне от основных дорог, а основное население составляют старики и старушки. Отношения с убитой соседи старались не поддерживать, общения с ней избегали из-за ее скандального характера. По деревне ходили слухи о том, что Л. являлась колдуньей.
Родственники убитой тоже ничего конкретного пояснить не смогли, так как сами бывали у нее крайне редко, а проживала она одна. Единственное, что они сказали, - то, что за день до обнаружения трупа, около 15 часов 00 минут они созванивались с Л. Она пояснила, что приехала из города и находится дома, после этого родственники пытались дозвонится до нее около 9 часов вечера и в 5 часов утра следующего дня. Каких-либо крупных денежных сбережений Л. в доме не хранила, гостей в дом никогда не приглашала. Единственной ее ценностью была сберегательная книжка с накоплениями на похороны в размере 40 000 рублей.
Мнения следователей разделились. Одни считали, что убийство совершил местный житель на почве совместного употребления спиртного, а другие полагали, что преступление совершил человек с психическими отклонениями. Обе версии имели свои основания для существования.
В сельской администрации быстро навели справки и оказалось, что в деревне не так уж и много жителей, а мужчин и того меньше. В итоге под сомнение попало 6 мужчин в возрасте от 26 до 43 лет. Все они раньше уже отбывали наказание в различных колониях, характеризовались плохо. В этот же день все они были проверены. Их одежда была досконально изучена на предмет обнаружения хоть маленькой капли крови. Параллельно с этим проверялись их алиби. В итоге оказалось что, у одного из них, - 40-летнего П., который проживал через два дома от места убийства, отсутствует алиби. Его сожительница рассказала, что ночью П. куда-то выходил из дома и отсутствовал всю ночь. Вернулся он только утром, незадолго до приезда милиции и принес домой 500 рублей и продукты, хотя до этого денег у него не было. Мужчину доставили в отдел милиции для беседы и допроса. Но не смотря на все улики, П. отрицал свое участие в убийстве Л. Наоборот, он говорил, что находился с ней в прекрасных отношениях из-за того, что она частенько опохмеляла его. Следователь же был уверен в обратном и, имея обилие косвенных доказательств, задержал П. на 48 часов. Дело осталось за малым, всего лишь подробно допросить всех жителей деревни. Работа эта нудная и однообразная, потому что практически все говорят одно и то же, что ничего не слышали и не видели. Некоторые были откровенно рады, что Л. умерла. Но данные следственные мероприятия все-таки привели к результатам. Одна из жительниц вспомнила, что за день до убийства видела Л. на вокзале в городе. Она перекинулась парой фраз с Л. и отошла в сторону. В деревню они ехали на одном автобусе, но на разных местах. Сойдя на остановке, свидетельница немного отстала от Л., так как не хотела с ней разговаривать. Примерно на половине пути ее обогнал незнакомый парень одетый не по погоде в легкую курточку. Она обратила внимание, что парень фактически не отрывал глаз от Л. и следовал за ней. Дальнейший их путь соседка не заметила, так как свернула в другую сторону.
Эти показания завели следствие в тупик. Получалось, что если убийцей является парень, то П. не виновен. Но каких-либо доказательств вины парня еще не было. Кроме того, не было известно его имени, никто не знал к кому мог прийти парень. А прийти к кому-нибудь в гости он был должен, ведь человек не сможет находиться на морозе с обеденного времени до поздней ночи. И снова милиционеры начали подробно опрашивать всех местных жителей. На этот раз опросы ничего не дали, - парень как сквозь землю провалился.
С наступлением ночи следственные мероприятия прекратились, а на утро по «02» поступило сообщение о пожаре садового дома. Оказалось, что недалеко от деревни, где произошло убийство, были расположены пригородные сады. После того, как пожар был потушен эксперты установили, что возгорание произошло от того, что кто-то плеснул бензин на пол, тем более недалеко от места пожара нашли пустую канистру из под бензина. Очевидным было, что поджигатель «заметал свои следы». Следы чего? Вероятно следы ночевки. Данное событие показалось очень странным. Поджигать место ночлега для бездомных не характерно. Сразу же появилась версия, что поджигатель и убийца Л. одно и то же лицо. При более тщательном поиске улик на ручке канистры был найден небольшой отпечаток пальца, а на снегу хороший отпечаток обуви. Не успела следственная группа зафиксировать обнаруженные следы как по рации поступило сообщение, что на остановке общественного транспорта рядом с деревней стоит парень, от его одежды исходит запах гари. Немедленно оперативники выехали на место и задержали данного парня, который в последствии оказался освободившимся неделю назад из местной колонии Р. - жителем города Чебоксары. Найденные отпечатки на пожаре полностью были идентичны отпечаткам Р.
На удивление следователя, Р. сразу начал давать признательные показания. Оказалось, что он познакомился с Л. в одной из закусочных на автовокзале. Поводом для знакомства, как и в большинстве случаев, послужила водка. За налитой рюмкой Л. поведала ему о своей жизни, что живет одна, соседи ее избегают и, самое главное, дома хранится баснословная сумма (конечно по меркам бывшего зэка) – 40 000 рублей. Именно эта сумма сподвигла Р. на ограбление. Он сел на один автобус с Л., проследил за ней до ее дома и пошел в ближайшие сады, чтобы отдохнуть. Ночью Р. пробрался к дому Л. через огород и стал дожидаться, когда Л. ляжет спать. Вскрыть обычный амбарный замок для него проблемы не составляло. Но, то ли он шумел, то ли сон пожилой женщины был тревожным, неожиданно проснулась хозяйка дома. Когда включился свет, Р. увидел, что Л. стоит в одной сорочке и держит в руках кочергу. Она попыталась ударить вора данной кочергой, но силы были слишком не равны. Р. с легкостью отобрал кочергу и нанес ею несколько ударов по Л. (в последствии эксперты дали заключение, что именно кочергой были нанесены округлые раны). После того как Л. упала на пол, Р. совершил ее изнасилование, а потом добил ножом. Р. понимал, что на шум могут прибежать соседи, но жажда наживы не покидала его. Он буквально перевернул все вверх дном, но денег так и не нашел. Каково же было его разочарование, когда он узнал, что фактически денег и не было. Хотя даже если бы он нашел 40 000 рублей, то разделив их на те 12 лет строгого режима, что ему дал суд получилась бы слишком смехотворная сумма, чтобы ради нее забирать чью-то жизнь, даже для очень алчного человека.
Кстати, гражданин П. получил 3 года за квартирную кражу, которую совершил в ночь убийства в соседней деревне.