Родительский день - день поминовения
День поминовения
С давних времен православными принято посещать могилы родственников на Родительский день (Радоницу). Именно в этот день проводится общее поминовение усопших
На Руси обычай весенних поминок во всех регионах назывался по-разному. В Тверской и Псковской губерниях его называли буй и буивица. В Рязанской – наской или навий день, – что похоже с литовским – navie – мертвец. В Малороссии поминовение душ именовали гробки, радоница в посаде Парфенове. Усопшей Радованицей называли в волостях Ширской, Петрусовской, Салтановской. Пермяки звали ее Радольницей. В Костромской губернии Фомино воскресенье именовалось Радованицами.
Неделя, следующая после Пасхи, имеет несколько названий: Проводная неделя или неделя Проводов, так как в эти семь дней заканчивается и провожается светлое Христово Воскресение. Еще ее называют Фоминой неделей, в честь апостола Фомы.
Само название – радоница (радуница) произошло от имени языческого божества – хранительницы душ умерших людей. Некоторые исследователи слово «радоница» сближали со словами «род», «предок», другие же видели в нем корень слова «радость».
Позднее славянский обычай весеннего поминовения душ православная церковь включила в свой «перечень праздников», тем самым как бы «разделяя» с усопшими радость воскресения Христа, и приурочила его к первому вторнику после светлой седмицы.
Дата родительского дня в православном каноне обязана своим происхождением уставному предписанию, по которому во время Великого поста поминовение усопших не может быть совершено в положенное время и переносится на один из ближайших будничных дней, в который может быть совершена не только панихида, но и полная Литургия. Им и стал вторник Фоминой седмицы, так как в ночь на понедельник после вечерни еще нельзя совершать панихиду, как заведено при поминовении.
Католики поминают умерших второго ноября в День всех усопших верных. Он был введен аббатом Одилоном Клюнийским в 998 году. Вскоре эта традиция распространилась повсеместно на всю римско-католическую церковь.
У мусульман поминовение душ приходится на День Ашура. Эта дата приходится на 10-й день месяца Мухаррам. Согласно поверью, именно тогда были сотворены небо и земля, ангелы и Адам – первый человек.
Сегодня Радоница – время особого поминовения усопших после праздника Пасхи.В этот день Церковь призывает почтить наших умерших родственников, близких и знакомых общей молитвой в храме, добрыми делами, милостыней и любовью к ближним.
Появившийся же в советское время обычай ходить на кладбище в день Пасхи противоречит древним канонам Церкви. Более того, в связи с этим великим торжеством прекращается даже поминовение усопших в течение всей праздничной недели. Если человек умер на Пасху, то его хоронят по особому пасхальному чину. Пасха – это день победы над смертью, скорбью и печалью.
А повсеместно распространенный обычай оставлять на могилках разную снедь к православным традициям никакого отношения не имеет и ведет свое начало еще от языческих тризн. Оставляя крашеные яйца и конфеты, мы как бы символично христосуемся с умершими. Но лучше сделать это мысленно и самим съесть принесенное. Большой грех на могилах, где покоятся наши родные, пить спиртное, курить и браниться. Можно зажечь свечку, как вариант, пригласить священника и совершить заупокойную литию. Самое лучшее, что вы можете сделать для своих почивших друзей и родственников, – это прочесть молитву, любую, какую вы знаете.
Кроме того, существуют суеверия сопутствующие этому дню. Например, топят баню для мертвецов на Фоминой неделе или закапывают в могильный холм пасхальные яица. Это противоречит церковным правилам и именуется «сатанинскими делами».
На Радоницу православные христиане посещают церковь, в которых проводятся заупокойные службы. Достаточно прийти в любой храм и подать записку с надписью «О упокоении» с перечнем имен усопших родных. По их количеству священник в алтаре вынимает частицы из просфор на проскомидии (за каждого поминаемого по имени особую частицу) и вкладывает их затем в святой потир со словами: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною молитвами святых Твоих». Сам этот процесс символически означает соединение поминаемых лиц с Христом, то есть значит для них «заочное» причащение Святых Тайн Христовых, со всеми исходящими от этого благами. Сейчас делается это за деньги, но в большинстве храмов плата небольшая.
Сознание необходимости поминаний почивших для облегчения их доли и для того, чтобы они были довольны, – отличительная черта мировоззрения русских, сохранившаяся, несмотря на десятилетия гонений на Церковь. Возвращается постепенно из былых дней и обычай приглашать священнослужителей проводить панихиды на могилах родных – в советское время это трактовалось как религиозная пропаганда вне храма и было запрещено.
О смысле поминовения усопших сказал святитель Феофан Затворник: «Спрашиваете, почему мы поминаем усопших? Потому что так заповедано нам делать. А что заповедано – видно из того, что в Церкви Божией не было времени, когда бы не творилось поминовение. Значит это идет от апостола и от Самого Господа. … отошедшие живы и общение у нас с ними не пресекается. Как о живых молимся мы, не различая. Идет ли кто путем праведным или другим, так молимся и об отошедших, не доискиваясь, причислены ли они к праведным или грешным. Это долг любви братской. Пока последним судом не разделены верующие, все они, живые и умершие, единую Церковь составляют. Участь отошедших не считается решенною до всеобщего суда». (church-fete.ru)
Связь с близкими людьми сохраняется и после смерти. Мы уверены, что близкие, ушедшие к Богу и там молятся за нас. А мы поминаем их в светлый праздник Радоницы и молимся за них.
Материал подготовлен Лилией Ли. При перепечатке ссылка на сайт pohorony.kz обязательна.