Skip to main content

Религия Кришнаитов


        На протяжении многих тысячелетий в Индии существует такая форма духовной практики, как религия кришнаитов. Кришнаиты веруют в бога, от которого произошёл и сам мир, и все его составляющие. Этот бог владеет высшей и низшей видами энергий и имеет множество имён – Абсолютный, Истинный, Всевышний и т.д., но главное его имя – Кришна.

 

Явился в мир Кришна более пяти тысяч лет назад, и за это время с ним произошло 29 различных явлений, именуемых аватарами, причём лишь первое явление было целостным, полным, а остальные – частичными. Каждое новое воплощение представляло собой всё меньшую и меньшую часть Кришны как Верховного бога.

     Примерно 70% кришнаитов считают себя вайшнавами в честь вайшнавизма – одного из главных направлений индуизма, исповедующего поклонение Вишну и его аватарам, главным из которых и является Кришна. Основы Сознания Кришны – это мировоззрение, изложенное в философском произведении Древней Индии «Бхагават-Гита».

      В последние десятилетия кришнаитское движение стало распространяться по многим странам мира. В России его пока нельзя назвать массовым: ему чуть больше трёх  десятилетий. Начало кришнаитства  у нас в стране датируется 1971 годом, когда ведущий член общества Бхактиведанта Свами Прабхупада прибыл с визитом в СССР. Сегодня на центральных улицах больших городов можно наблюдать процессию из молодых и не очень людей, странным образом обритых, танцующих под звуки бубна и поющих с улыбкой на устах хвалебные мантры в честь Кришны. Сегодня по всей России открыты двери свыше 100 храмов для более чем 90 тысяч верующих.

      По мнению специалистов, православная и индуистская культуры различаются лишь внешне, а религиозные корни в основном – общие, даже русский и санскрит – языки одной,  индоевропейской группы. Такие общечеловеческие ценности, как милосердие и смирение в равной степени свойственны обеим культурам. Кришнаиты в России, хотя пока что и являются экзотикой, русские  люди - патриоты своей родины.

Общество сознания Кришны

      Согласно постулатам ведической культуры, на протяжении жизни человек должен стремиться очистить и облагородить свой ум, причём каждое событие, каждый поступок его, особенно главные, ключевые моменты жизни  от зачатия до смерти сопровождались определённым обрядом. Все обряды в совокупности называются самскарами, а всего их 16. Пройдя очередную самскару, кришнаит должен сделать выводы касательно своей прошлой, настоящей и будущей жизни, а также сформировать правильный образ мыслей, способствующий духовному продвижению. Что это значит?

     Если самскара проведена правильно, человек не будет долго грустить, а тем более, предаваться унынию: он будет радоваться каждому дню и каждому природному явлению. По мнению ведов, очищение любого члена общества повлечёт поднятие общего уровня культуры нации. Имея просветлённый, «окультуренный» ум, человек будет более осознанно прославлять бога, избавится от вредных привычек и разовьёт в себе самые лучшие качества.

     Ну а в случае небрежного выполнения любого обряда, а тем более, игнорирования его, он становится шудрой, то есть чёрствым, тупым и грубым человеком. Самскары  нельзя считать лишь духовной стороной развития личности: они имеют также и вполне конкретные, практические цели, которые будут достигнуты под неусыпным руководством учителей-брахманов, которых в настоящее время осталось совсем немного.  

      Во многих храмах для прихожан проводятся ягьи – огненные церемонии по случаю важных событий – начиная от свадьбы и кончая похоронами. Ягьи пронизаны идеями благодарности богу за испытания и радостные моменты жизни. Восхваление Святого Имени – непременная составляющая любого обряда, которая, конечно же, не будет оставлена богом без внимания: "Но тем, кто всегда поклоняется Мне с безраздельной преданностью, сосредоточив свой ум на Моем духовном образе, Я даю то, чего им недостает, и сохраняю то, что у них есть." [Б.Г. 9.2]

Ведическое воззрение на смерть

     Поскольку жизнь и смерть неразрывно связаны, человек обязан пройти и последнюю санскару, имеющую цель очистить его душу и тело. Не прошедшая обряд душа не только станет привидением, но и не будет подготовлена к наилучшему воплощению. Не стоит стремиться победить свою материальную природу и обрести бессмертие. Трактат Шветашватара Упанишад (3.8.), однако, говорит о том, что познав Абсолютную Истину, любой член общества способен выйти на качественно иной уровень – за пределы миров рождения и смерти.

     Вайшнав, всем сердцем любящий Господа и постоянно прославляющий его, после кончины обретёт духовный статус, дающий возможность служить ему. Причём, это может быть как в нашем мире, так и в Вайкунтхе – царстве бога. В Шримад-Бхагаватам (Бхаг. 1.19.24) есть рассказ о диалоге умирающего Махараджи Парикшит с Шукадевой Госвами. Махараджа поинтересовался, в чём, по мнению соратника, состоит долг того, кто находится на пороге смерти. Ответ был такой: «Даже в момент кончины необходимо помнить и восхвалять Верховную Личность. Только те, кто правильно прошел санскары, вернутся в Высшую Обитель – свой дом Голоку Вриндавану».

     Если душа умирающего обращена к Кришне, то она будет жить с божеством вечно в царстве, где нет ни рождений, ни хворей, ни забот, при этом возврат на землю, в материальный мир невозможен. Идеолог направления Чанакйа Пандит учит, что желающие получить подлинное освобождение должны постоянно помнить, что смерть может настигнуть в любой момент и, соответственно, быть к ней готовыми. Ну а любящим повеселиться и стремящимся к чувственным удовольствиям лучше всего не думать о грядущей кончине, а пребывать в уверенности, что они будут жить вечно.

Погребальный обряд

    В последние часы и минуты жизни вайншнава желательно петь специальную молитву – киртан – и читать фрагменты священных книг, например,  «Бхагавад-гиты». Можно заранее записать тексты на магнитофон и  включить его, когда станет ясно, что кончина близка. Желательно и держать изображения Вишну, Кришны и других божеств перед угасающим взором умирающего. Родные, как и во многих прочих религиях, собираются у ложа все вместе, при этом нельзя выяснять отношения и уж, тем более, ссориться. В противном случае не исключено, что Кришна не выделит умершему наилучшее место для следующего рождения.

    Тело покойного нужно обрядить в вайншнавские одежды и украсить цветочной гирляндой и тилакой – священным  знаком поборников индуизма. Тилаку наносят посредством глины, пепла или пастой сандалового дерева на лоб и другие места. На теле также пишут имя бога, а на рот кладут листок туласи – священного базилика Аюрведы. Если удастся достать воду из любой священной индийской реки, ею окропляют тело. Специальные молитвы, в частности, Нарасимха-кавачу, что в переводе с санскрита означает «Молитвы, дарующие защиту», читаются и по дороге в крематорий, вплоть до момента кремации. Когда все положенные ритуалы выполнены, покойного накрывают харинама-чадаром – священной тёплой накидкой, на которой написаны имена Кришны и других богов.

     Кремируют только взрослого вайншава – детей до семи лет нужно хоронить. Прощание включает в себя арати, при котором огненный свет с восхвалениями предлагается богам, исполнение гимнов в их честь и чтение молитв. Кремация должна происходить при солнечном свете, то есть никак не в тёмное время суток. В этот день родные покойного должны поститься, а в последующие несколько дней питаться только лёгкой пищей.

Траурные дни

    С первого и по 11-й день после кончины возле фотографии покойного должны быть положены дары, т.е. пинда: рисовые шарики или что-либо иное, а также вода. Подношение лучше всего сопровождать чтением мантр и молитв, но можно и  просто своими словами пожелать душе покойного достойно подготовиться к последующей жизни. По прошествии этого времени место, где  находились подношения, нужно помыть молоком.

     В дни траура не рекомендуется готовить и принимать пищу дома – принято считать, что это может навредить душе ушедшего. Ну и, как в православии, нельзя посещать развлекательные мероприятия, смеяться, смотреть телевизор. Лучше всего занять себя чтением священных книг.  Что касается поминок в день кремации, то вайншнавы для себя их не устраивают, но для родственников и близких друзей ушедшего такое допускается.

     Если покойный не отличался особой преданностью богу и был слаб в духовном отношении, на 11-й день нужно установить в его доме или в храме алтарь и провести пуджу в знак любви и почтения к богам. Пуджа – это религиозный индуистский обряд, предлагающий скульптуре божества еду, воду, цветы, благовония. Нелишне будет совершить огненное жертвоприношение, при этом и пламени, и всем собравшимся дают халаву – индийское сладкое блюдо из орехов, сухофруктов и манной крупы.

    Если скончался кришнаит, живший в России, нужно получить разрешение на вывоз его праха в Индию, где бросить его в Ганг или другую священную реку. Но предварительно пепел надо смешать с панча-гавьей – пятью продуктами, производимыми коровой, и землёй с побережья реки, так, чтобы получился шарик.

 

 © Авторский материал подготовлен Татьяной Поленовой. При копировании ссылка на сайт pohorony.kz обязательна.