Skip to main content

Христианство

Христианство - самая многочисленная религия в мире. Сегодня в мире проживает порядка 2 млрд. христиан.

 История возникновения


Христианский храм в Алматы

     На протяжении 1-V в. н.э. в  Римской империи  было много религий – древнегреческая, иудаизм и другие. Но постепенно они все отступили на задний план или и вовсе канули в Лету – реку забвения.  В противовес этому Христианство превратилось в главную религию империи.      

     Родиной Христианства, которое возникло в середине  I века. н.э.,  является Палестина. Первые христиане были иудеями, но уже через несколько десятилетий Христианство можно было назвать интернациональной религией. И палестинцы, и христиане изъяснялись на греческом языке.

     Если говорить о причине возникновения этой религии, то главная – это  проповеди Иисуса Христа, который имел одновременно и божественное, и человеческое, т.е. земное,  происхождение. Истинное Знание он принёс людям, сойдя с небес на землю в человеческом облике. Это пришествие называется первым и описывается в Евангелиях. Второе же пришествие ещё только предстоит.

     Материалистически настроенные историки и теософы  усматривают и вторую   причину возникновения Христианства. Народ жил трудно, в тяготах и лишениях, поэтому новая религия помогала смириться с суровой действительностью. К числу социальных предпосылок можно отнести  и навязываемое императорами представление о едином и всемогущем Боге, который живёт на небе и заботится обо всех живущих на земле.
 
 
мозаика

Иудаизм – идейный источник Христианства

     Священную иудейскую книгу Танах христиане называют Ветхим Заветом, который впоследствии был дополнен Новым Заветом. Обе они  составляют главную книгу христиан - Библию. Иудейская религия подарила поборникам Христианства идею Мессии.  Интересно отметить, что имя «Христос» - это  перевод  еврейского «Мессия»  на греческий язык.
     Философ из Александрии Филон  высказал немало положений об изначальной греховности человека, о страданиях как средстве очищения, о том, что Мессия – это Бог. По мнению Филона, имя этого Бога – Логос. Римский философ Сенека выразил идею о равенстве всех людей перед божественным судом, о покорности тяжёлым обстоятельствам, о презрении к искушениям земной жизни. Кумранская иудаистская община  распространяла убеждение о том, что первое пришествие Мессии уже было  и теперь ожидается второе. 

      Все эти идеи заняли определённое место  в системе христианских нравственных устоев и вероучений. Более того,  Логос -  имя, предложенное Филоном, Христианство считает вторым именем Христа.
 
 
христос
 
 


Этапы большого пути. Античное Христианство.

      Христианство прошло два этапа на пути своего развития и сейчас  проходит третий. Первый этап – это I-V века – так называемое античное Христианство, второй этап - VI-XV века – средневековое христианство,  ну а третий этап – от XVI века и по сей день, т.е. современное Христианство.

      Античное вероучение  в основе имело положения Библии и Вселенских соборов. Большой вклад в формирование мировоззрения верующих  сыграли труды выдающихся богословов, которых по праву можно назвать отцами церкви. Их идеи, соображения, вероучения и советы приняли на веру и взяли за основу многие последователи не только Христианской религии, но и  апологеты её многочисленных конфессий.

    Однако каждая из этих конфессий внесла в каноническое вероучение свои дополнения, которые пополнили  и обогатили классическое христианское вероучение. 

     Античное Христианство признаёт следующие группы сверхъестественных существ. Это Троица, ангелы, бесы. Первый постулат гласит: Бог  един в трёх ипостасях,  это Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой. Каждое из них способно представлять Иисуса, являясь перед людьми в разных обличьях. 

     В период античного Христианства  обязательным считалось почитание пророков – людей, которые назначены Богом для вразумления народа и для пропаганды истины. Так, в Новом Завете упоминается Иоанн Креститель и Иоанн Богослов.

Евангелие: рассказ о жизни Иисуса

    Поборники религиозного христианского культа считают, что Евангелия написаны апостолами Матфеем и Иоанном в содружестве с  учениками прочих апостолов: Марка и Луки.  

     В Евангелии есть указание на время, когда страной Иудеей правил царь Ирод. Тогда же  некая женщина Мария  в Вифлееме произвела на свет мальчика, которого нарекли Иисусом. Войдя во взрослую пору, он   занялся проповеднической деятельностью, доводя до слушателей  убеждение о  своём втором пришествии, о  том, что ближнего надо любить и прощать, помогать тем, кто попал в беду и т.д.  Вероучения были не голословными: свои проповеди Иисус   сопровождал демонстрацией чудес, доказывающих его внеземное происхождение. Так, он воскрешал мёртвых, даровал зрение незрячим,  превращал воду в вино,  ходил по воде как по земле и т.д.

     Немалое место в Евангелиях отведено рассказу о последних днях жизни Иисуса.  При въезде в Иерусалим (это был, согласно Евангелию,  первый день недели – воскресенье) его  встречали толпы народа, поскольку многим были известны  проповеди и благородные идеи, которые он пропагандировал.  Люди восторженно приветствовали Иисуса, встречая его цветами и расстилая перед ним свои одежды в знак почтения и благоговения.  

      После того как Иисус въехал в Иерусалим,  все торговцы, расположившиеся в храме, были изгнаны. Очевидно, таким образом духовные и государственные власти  стремились достичь  отдаления  всех неблагочестивых   от богоугодных дел.   В четверг  Иисус с апостолами организовали ужин перед иудейской  Пасхой, который впоследствии богословами был назван «Тайная вечеря».  Во время ужина и сам Иисус, и апостолы пили вино и ели хлеб.

       После ужина Иуда Искариот покинул застолье раньше всех, прочие ученики отправились на гору  Елеонскую, а после этого – в   Гефсиманский сад. Там римские военнослужащие по наущению Иуды пленили Христа  и отвели его к первосвященнику. Его обвинили в богохульстве, в притязаниях на царский престол и приговорили к казни. После этого Господа распяли на кресте, что повлекло его смерть. Но в первый день недели он воскрес, как указано в «Деяниях апостолов», и  на сороковой день вознёсся на небеса.  

     Эти картины описаны в Евангелиях, однако  по поводу правдивости их имеются разногласия. Одни богословы считают, что всё написанное в них – истинная правда, другие – что здесь больше вымысла, чем реальности.
Воскресенский Собор

Идеи рая и ада

     Это одна из главных составляющих учения о загробной жизни.  Всё знают, что рай – место небесного блаженства, ад – средоточие мучений, находящееся в недрах земли.  Первое слово имеет персидские корни, второе – греческие. Современные учёные утверждают, что Бог определяет праведников в рай, а грешников – в ад. При этом о праведниках надо говорить не как об особой группе, а лишь как о части грешников: ведь согласно учению,  первородный грех Адама и Евы изначально создал всех людей как грешников.

     Но и сами праведники  неодинаковы: они отличаются друг от друга и по степени благочестия,  и по глубине греховности. Соответственно и блаженство, и мучения умерших будут неодинаковы.

В чём достоинства Христианства

     Очевидно, их немало, если со временем Христианство заняло лидирующие позиции среди всех мировых религий. Основные достоинства его таковы:

 - Монотеизм, то есть вера в одного лишь Бога. Многие прочие религии исповедуют многобожие.
христос воскрес

- Идеи гуманизма и  всепрощения отражены в Христианстве наиболее полно, что не может не оказать положительного влияния на мировоззрение  и нравственную сторону жизни верующего. 

- Привлекательна для простого человека и картина загробной жизни. Тому, кто много страдал, был унижен и оскорбляем,  но  при этом вёл праведную жизнь, обещана награда «там».

- Христианство, не выделяя другие национальности и верования, готово принять под своё лоно любого, кто чтит Христа.     

- Обряды этой религии отличаются простотой и ясностью, они не требуют особых материальных затрат,  в отличие от других религий.

© Авторский материал подготовлен Татьяной Поленовой. При копировании ссылка на сайт pohorony.kz обязательна.