Христианство
Христианство - самая многочисленная религия в мире. Сегодня в мире проживает порядка 2 млрд. христиан.
История возникновения
На протяжении 1-V в. н.э. в Римской империи было много религий – древнегреческая, иудаизм и другие. Но постепенно они все отступили на задний план или и вовсе канули в Лету – реку забвения. В противовес этому Христианство превратилось в главную религию империи.
Родиной Христианства, которое возникло в середине I века. н.э., является Палестина. Первые христиане были иудеями, но уже через несколько десятилетий Христианство можно было назвать интернациональной религией. И палестинцы, и христиане изъяснялись на греческом языке.
Если говорить о причине возникновения этой религии, то главная – это проповеди Иисуса Христа, который имел одновременно и божественное, и человеческое, т.е. земное, происхождение. Истинное Знание он принёс людям, сойдя с небес на землю в человеческом облике. Это пришествие называется первым и описывается в Евангелиях. Второе же пришествие ещё только предстоит.
Материалистически настроенные историки и теософы усматривают и вторую причину возникновения Христианства. Народ жил трудно, в тяготах и лишениях, поэтому новая религия помогала смириться с суровой действительностью. К числу социальных предпосылок можно отнести и навязываемое императорами представление о едином и всемогущем Боге, который живёт на небе и заботится обо всех живущих на земле.
Иудаизм – идейный источник Христианства
Священную иудейскую книгу Танах христиане называют Ветхим Заветом, который впоследствии был дополнен Новым Заветом. Обе они составляют главную книгу христиан - Библию. Иудейская религия подарила поборникам Христианства идею Мессии. Интересно отметить, что имя «Христос» - это перевод еврейского «Мессия» на греческий язык.
Философ из Александрии Филон высказал немало положений об изначальной греховности человека, о страданиях как средстве очищения, о том, что Мессия – это Бог. По мнению Филона, имя этого Бога – Логос. Римский философ Сенека выразил идею о равенстве всех людей перед божественным судом, о покорности тяжёлым обстоятельствам, о презрении к искушениям земной жизни. Кумранская иудаистская община распространяла убеждение о том, что первое пришествие Мессии уже было и теперь ожидается второе.
Все эти идеи заняли определённое место в системе христианских нравственных устоев и вероучений. Более того, Логос - имя, предложенное Филоном, Христианство считает вторым именем Христа.
Этапы большого пути. Античное Христианство.
Христианство прошло два этапа на пути своего развития и сейчас проходит третий. Первый этап – это I-V века – так называемое античное Христианство, второй этап - VI-XV века – средневековое христианство, ну а третий этап – от XVI века и по сей день, т.е. современное Христианство.
Античное вероучение в основе имело положения Библии и Вселенских соборов. Большой вклад в формирование мировоззрения верующих сыграли труды выдающихся богословов, которых по праву можно назвать отцами церкви. Их идеи, соображения, вероучения и советы приняли на веру и взяли за основу многие последователи не только Христианской религии, но и апологеты её многочисленных конфессий.
Однако каждая из этих конфессий внесла в каноническое вероучение свои дополнения, которые пополнили и обогатили классическое христианское вероучение.
Античное Христианство признаёт следующие группы сверхъестественных существ. Это Троица, ангелы, бесы. Первый постулат гласит: Бог един в трёх ипостасях, это Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой. Каждое из них способно представлять Иисуса, являясь перед людьми в разных обличьях.
В период античного Христианства обязательным считалось почитание пророков – людей, которые назначены Богом для вразумления народа и для пропаганды истины. Так, в Новом Завете упоминается Иоанн Креститель и Иоанн Богослов.
Евангелие: рассказ о жизни Иисуса
Поборники религиозного христианского культа считают, что Евангелия написаны апостолами Матфеем и Иоанном в содружестве с учениками прочих апостолов: Марка и Луки.
В Евангелии есть указание на время, когда страной Иудеей правил царь Ирод. Тогда же некая женщина Мария в Вифлееме произвела на свет мальчика, которого нарекли Иисусом. Войдя во взрослую пору, он занялся проповеднической деятельностью, доводя до слушателей убеждение о своём втором пришествии, о том, что ближнего надо любить и прощать, помогать тем, кто попал в беду и т.д. Вероучения были не голословными: свои проповеди Иисус сопровождал демонстрацией чудес, доказывающих его внеземное происхождение. Так, он воскрешал мёртвых, даровал зрение незрячим, превращал воду в вино, ходил по воде как по земле и т.д.
Немалое место в Евангелиях отведено рассказу о последних днях жизни Иисуса. При въезде в Иерусалим (это был, согласно Евангелию, первый день недели – воскресенье) его встречали толпы народа, поскольку многим были известны проповеди и благородные идеи, которые он пропагандировал. Люди восторженно приветствовали Иисуса, встречая его цветами и расстилая перед ним свои одежды в знак почтения и благоговения.
После того как Иисус въехал в Иерусалим, все торговцы, расположившиеся в храме, были изгнаны. Очевидно, таким образом духовные и государственные власти стремились достичь отдаления всех неблагочестивых от богоугодных дел. В четверг Иисус с апостолами организовали ужин перед иудейской Пасхой, который впоследствии богословами был назван «Тайная вечеря». Во время ужина и сам Иисус, и апостолы пили вино и ели хлеб.
После ужина Иуда Искариот покинул застолье раньше всех, прочие ученики отправились на гору Елеонскую, а после этого – в Гефсиманский сад. Там римские военнослужащие по наущению Иуды пленили Христа и отвели его к первосвященнику. Его обвинили в богохульстве, в притязаниях на царский престол и приговорили к казни. После этого Господа распяли на кресте, что повлекло его смерть. Но в первый день недели он воскрес, как указано в «Деяниях апостолов», и на сороковой день вознёсся на небеса.
Эти картины описаны в Евангелиях, однако по поводу правдивости их имеются разногласия. Одни богословы считают, что всё написанное в них – истинная правда, другие – что здесь больше вымысла, чем реальности.
Идеи рая и ада
Это одна из главных составляющих учения о загробной жизни. Всё знают, что рай – место небесного блаженства, ад – средоточие мучений, находящееся в недрах земли. Первое слово имеет персидские корни, второе – греческие. Современные учёные утверждают, что Бог определяет праведников в рай, а грешников – в ад. При этом о праведниках надо говорить не как об особой группе, а лишь как о части грешников: ведь согласно учению, первородный грех Адама и Евы изначально создал всех людей как грешников.
Но и сами праведники неодинаковы: они отличаются друг от друга и по степени благочестия, и по глубине греховности. Соответственно и блаженство, и мучения умерших будут неодинаковы.
В чём достоинства Христианства
Очевидно, их немало, если со временем Христианство заняло лидирующие позиции среди всех мировых религий. Основные достоинства его таковы:
- Монотеизм, то есть вера в одного лишь Бога. Многие прочие религии исповедуют многобожие.
- Идеи гуманизма и всепрощения отражены в Христианстве наиболее полно, что не может не оказать положительного влияния на мировоззрение и нравственную сторону жизни верующего.
- Привлекательна для простого человека и картина загробной жизни. Тому, кто много страдал, был унижен и оскорбляем, но при этом вёл праведную жизнь, обещана награда «там».
- Христианство, не выделяя другие национальности и верования, готово принять под своё лоно любого, кто чтит Христа.
- Обряды этой религии отличаются простотой и ясностью, они не требуют особых материальных затрат, в отличие от других религий.
© Авторский материал подготовлен Татьяной Поленовой. При копировании ссылка на сайт pohorony.kz обязательна.