Споры о крематории
Кремация издавна известна, как один из способов погребения. Но и в XXI веке не утихают споры по поводу ее использования. Как у противников, так и у сторонников есть весьма веские доводы, поговорим об этом подробней.
Изначально сожжение покойников использовалось в тех странах, где это предписывалось религиозными догмами. В Древней Элладе считали, что сжигание покойника очищает его душу и освобождает ее от земной оболочки. Эта традиция была заимствована Древним Римом, где появились первые колумбарии – особые места для хранения погребальных урн.
Христианская религия (широко распространенная в Европе к 400 г.н.э.) наложила запрет на сжигание покойников, и оно было заменено погребением в землю. Возобновили практику кремации во второй половине XVIII века. В 1869 году во Флоренции (Италия) на Международной медицинской конференции была принята резолюция, которая призывала к широкому распространению кремации, и в 1873 году Бруно Брунетти продемонстрировал первую в мире кремационную печь. В 1874 году личный врач королевы Виктории сэр Генри Томпсон основал Английскую ассоциацию крематоров. Первые крематории Европы были построены уже в 1878 году.
Обряд погребального костра существовал и на Руси, впрочем, он также был вытеснен христианскими обычаями похорон. В России первый крематорий появился еще до революции во Владивостоке для погребения граждан Японии. В 1927 году кремация уже вошла в быт советских людей, в Донском монастыре города Москвы была запущена кремационная печь. Сейчас крематории работают в десяти крупных городах России. Процент кремаций от общего числа погребений колеблется от 61,3% до 45%.
Повсеместно используются крематории и в других странах. Прежде всего, в Японии, где кремируют 98% умерших. За нею следуют Чехия, Англия, Дания и Швеция. На территории США и Канады в настоящее время насчитывают около 1000 крематориев.
Основное неприятие кремации лежит в религиозной сфере. Небезызвестно, что, как и православие, так иудаизм и мусульманство не приемлют сжигание покойных. В этих религиях, душа неотделима от тела, и кремация считается позором. Само понятие «воскресения» подразумевает под собой необходимость «сохранности» тела, так как без него человек ущербен.
Но сейчас первоочередными доводами в пользу кремирования стали нужды больших городов. При численности населения около полутора миллионов жителей в Алматы существует 37 кладбищ, часть которых уже закрыта. Государство не в состоянии постоянно выделять землю под захоронения. Усугубляется ситуация еще и тем, что старые погосты представляют собой источники загрязнения, т.к. продукты разложения попадают в источники питьевой воды горожан.
Разговоры о постройки крематория в Алматы велись еще в 2004 году, но проект так и остался на бумаге. В интервью для Tengrinews.kz заместитель начальника управления строительства Темурхан Арымбаев пояснил, что пока в нашей стране проповедуют ислам, крематории строиться не будут.
Но Казахстан – светское государство. И при всем уважении к традициям ислама, существует еще множество конфессий, для которых приемлем такой способ захоронения, и кремация могла бы стать альтернативой погребению и решением части экологических проблем. Да и при нынешних темпах застройки земля, столь ценная в нашем городе, нужна живым.
К тому же благоустройство и содержание кладбищ требует значительных вложений из городского бюджета. При постройке колумбария эти расходы можно существенно сократить. Нельзя недооценивать преимущества кремационного комплекса, но вопрос, будет ли когда-нибудь таковой построен в Алматы, так и остается открытым…
Материал подготовлен Лилией Ли. При перепечатке ссылка на сайт pohorony.kz обязательна.