СОКРАТ: "тот" мир более совершенный
Учение Сократа, жившего в период с 469 г. до 399 г до н. э. в Афинах, как и его личность, и по сей день занимают умы философов и писателей.
Оставим в стороне мнение Сократа о природе человека и других вопросах, не имеющих отношения к нашей теме, а остановимся на его отношении к жизни и смерти. Учитель великого Платона выступает против добровольного ухода из жизни, или, как бы мы сегодня сказали, суицида. Однако есть ситуации, когда подобный исход неизбежен, и незачем ждать, когда кто-то другой освободит человека от бренности жизни. Таким образом, решение «жить или умереть» во власти самого индивида, и отрицательное отношение общества не должно здесь играть никакой роли.
Ощущение удовольствия и радости от предстоящей «потусторонней» жизни Сократу чуждо, хотя он и надеется, что «то» существование будет лучше. Мыслитель считает, что загробная жизнь мало чем отличается он реальной, разве что она более совершенна. Но и нынешнее существование можно сделать более совершенным, и, чтобы люди его услышали, Сократ принял смерть.
В период идейного разброда, когда этические нормы ни во что не ставились, античный философ был первым, кто провозгласил идею возрождения ценности личности и сопутствующий этому процессу позитивный взгляд на земное существование. Труды и деятельность Сократа направлены на достижение человеком счастья, на осознание им жизненного назначения.
Будучи глубоко религиозным человеком, Сократ свою жизнь рассматривал как служение богам – Аполлону и Музе. Предвосхищение смерти, преисполненное мудрой безмятежности, он рассматривает как дарованный ему Свыше дар ясновидения. «Лебеди - собственность Аполлона, - утверждает философ, - и потому данные птицы зреют блага, ждущие их в Аиде. Они и поют, и радуются в этот последний свой день, как никогда раньше. Однако я, как и другие мои сограждане, считаем себя, вместе с лебедями, рабом того же владыки и служителем того же блага. И верю, что я наделён пророческим даром, я верю, что и меня мой владыка наделил даром пророчества не хуже, чем лебедей, и не сильнее, чем они, плачу, расставаясь с жизнью».
Эти красивые и даже где-то фантастичные картины, если говорить о Сократе, вполне реальны и естественны. Ведь главное заключалось в том, что воля богов открывалась мыслителю совершенно реально и непосредственно, как некий Голос, который проникал в самую глубину его души. Он, этот голос, и предостерегал, и отвращал от дурных деяний, и подсказывал, как поступить. Есть основания предположить, что следование таким советам облегчит посмертную участь души.
Когда судьи приговорили Сократа к смертной казни, он выступил с речью, где, среди прочих, были и такие слова: «...не исключено, что действительно, что все это (приговор) случилось к моему благу, и вряд ли я и мои союзники посчитаем, что смерть есть зло».
Великий греческий мудрец даже перед казнью был преисполнен веры, что боги наградят его за праведную жизнь, а смерть его будет благом, которое, наконец, избавит от страданий. «Смерть и то, что за ней, есть не что иное, как награда за муки бытия. Как надлежащая подготовка к смерти, жизнь – трудное и мучительное дело».
© Авторский материал подготовлен Татьяной Поленовой. При копировании ссылка на сайт pohorony.kz обязательна.