Skip to main content

Древний Тибет - религия "бон"

 

  До распространения буддизма в стране господствовала религия бон, и буддистские религиозные догматы были наиболее ощутимы разве что в Центральной части Тибета. Тем не менее, обе религии проникали друг в друга, влияя и на мировоззрение тибетцев, и на весь ход истории страны.

 
      Со временем вытеснение религии бон стало столь активным, что она вынуждена была принять другое название – бон-чо, а буддизм стал называться «Драхма, учение Будды». Вряд ли стоит спорить с тем, что религия той или иной страны связана и с географией, и с климатом региона.

В этом плане Тибет не является благоприятным: суровый климат с его непредсказуемыми переменами, спартанские условия существования,  примитивное социальное устройство, высокие Гималайские горы, на которых расположена страна – всё это заставляло жителей без сопротивления  подчиняться окружающей среде и целиком положиться на силы природы.
      Вполне естественно, что тибетцы воспринимали окружающий мир как враждебный, наполненный злыми духами. Они таились повсюду: в толще горной породы, в воде,  в пещерах и даже в небе. Духи служили разным целям, по-разному выглядели  и соответственно, по-разному именовались. Так, уродливый сабдаг жил глубоко под землёй и наказывал тех,  кто пытался нарушить его покой, а цан, лазая по скалам, заползали в щели и следили за неприкосновенностью занимаемой ими территории.
     Поведение таких существ нельзя контролировать обычными, земными способами, но можно подчинить их себе с помощью оккультизма.    Особенностью религии бон было проговаривание «секретных формул», то есть заклинаний и мантр, а служитель религиозного культа был не только отличным магом и шаманом,  но и некромантом, то есть гадателем по внутренностям людей и животных. Танцы и магические формулы  укрощали  злых духов, задабривали их, поэтому все уважали священнослужителей и слушались их.
      Многие бонские священники вели отшельнический образ жизни, они никогда не стриглись и не мылись, а во время исполнения ритуалов надевали черные одежды, украшенные петушиными перьями. На шее висело ожерелье из человеческих черепов, а секции их непременного магического атрибута – барабана – по  форме напоминали черепа и кости людей. Но были и такие служители культа, который ничем не отличались от обычных мирян: они имели семью и носили обычную одежду.
     Иногда удавалось полностью победить злых духов, и тогда они, согласно религии бон, превращались в богов. Этих богов почитали, им приносили жертвы в виде животных, а иногда и людей. Вообще тибетский пантеон был «перенаселён» самыми разными божествами, но главными из них считались Белый бог неба, Черная богиня земли, Красный тигр и Неистовый дракон. Небо в представлении древних тибетцев – это конечная цель бытия,  та незыблемая и прекрасная цель, стремиться достичь которой должен каждый. Только там можно обрести вечный покой и счастье. Существовала особо почитаемая каста священников, которые могли сплести невидимую верёвку между землёй и небом.
     Несмотря на преобладание буддизма, на территории современного Тибета более половины граждан отдают предпочтение религии бон, которая постепенно возрождается.