Skip to main content

Индуизм: пять ступеней развития души в свете разговора об инкарнации

   Из всей литературы, повествующей о таком явлении, как реинкарнация, тексты Веды, то есть подлинные священные писания древней Индии являются, пожалуй, самыми всеобъемлющими и неподверженными действию времени. На древне-священной земле Кришны трудно найти хоть одного человека, который бы полагал, что со смертью не только его телесная оболочка, но и душа навсегда прекращают своё существование.

 

    Некоторые учёные утверждают, что понятие «реинкарнация» можно встретить лишь в индийской философской литературе более позднего времени, а не в Ведах. Однако упоминание перерождения, то есть реинкарнации, попадается и в произведениях раннего периода: «Тот, кто родил её, не знает её. А для того, кто смотрит её, она сокрыта. Находится она во чреве своей матери. Она рождается много раз, а явилась в этот мир в страдании». Речь, как несложно догадаться, о душе.
    Ведические тексты содержат указания на чёткое разграничение видов деятельности: это хорошая, плохая и трансцендентная, то есть нейтральная. Индуизм учит, что мотивами поступков большинства людей является их стремление к тому, что принесет им скорейшую пользу или максимум удовольствий. Отсюда вытекает и разный стиль поведения, и качество последующих жизней. Если человек постоянно во главу угла ставил свои низменные инстинкты и не занимался совершенствованием души, его ждут повторные смерти и рождения в разнообразных телах всё низших видов. Эти перевоплощения, разумеется, сопровождаются страданием и угрызениями совести. Правил, которые определяют и даже регулируют высокий или низкий статус, определённый в основном рождением, большое множество. Они занимают несколько десятков, а то и сотен томов как ведических, так и постведических текстов.
    Тема эта необычайно сложна, а количество обстоятельств, подробностей и нюансов, описанных в этих текстах и в комментариях к ним, способно вызвать изумление. Описание сопутствующих представлений, таких, как, например, утробная жизнь, настолько исчерпывающи и содержат такое количество знаний, что Веды справедливо считаются самым полным и авторитетным источником сведений, касающихся природы реинкарнации. Преданные Кришне согласны с учением о пяти ступенях развития человека — и личности, и его внетелесной оболочки — души:
      1. Душа находится внутри тела. Её поддерживают пять разновидностей воздушных потоков – это прана, апана, въяна, самана и иудана. Душа находится в самой середине сердца, и она существенно влияет на все органы и системы организма человека. Вот и получается: начиная с самого рождения, что душа, находящаяся в теле, считает, что она и тело – одно и то же.
      2. Души вначале низвергаются, а затем совершенствуются, вселяясь в тела различного вида. Немалая часть душ, заключённых в тело, одержима плотскими, низменными страстями — завистью, алчностью, блудом. Такие души вселяются в низшие формы жизни. Вначале они живут в воде, затем в растениях, животных... В конечном итоге душа, чтобы продолжать развитие, вселяется в тела людей, а этих тел насчитывается много сотен видов. Естественно и логично предположить, что опыт этих многочисленных воплощений дарит душе инстинктивное убеждение, что жизнь вне Господа чревата самыми негативными последствиями, а для того, чтобы принять первозданное состояние, требуется вернуться к Богу и занять положение Его подданного.
      3. Любой наш поступок — мерило наших последующих воплощений. Перемещение из одного тела в другое не является беспорядочным, как это может показаться несведущему человеку. Оно побуждается и питается нашими сокровенными желаниями и кармой.
      4. В каждом теле находятся две души: индивидуальная, именуемая искрой жизни, и источник любой жизни – Господь, то есть Сверхдуша. В «Бхагавад-гите» говорится: «В данном теле есть и атом духовной души, но помимо этого — трансцендентальное существо, а именно – Господь».
      5. Отсюда следует вывод: душа способна избежать всех дальнейших рождений и смертей при условии максимально благостного отношения к Богу. Сверхдуша внимательно наблюдает за каждым живым существом, направляет его на истинный путь и, в конце концов, посылает ему истинного Учителя — гуру. Именно он поможет достичь духовного совершенства и поможет разобраться в хитросплетениях как материальной, так и духовной жизни. То есть, мы можем проследить в Индуизме несомненные указания на то, что перевоплощения — реальность. А подтвердит это убеждение такая цитата из «Бхагавад-гита» (2.13): «Подобно тому, как душа переселяется из младенческого тела в юношеское, а потом и во взрослое и из него в старческое, так и в момент смерти она переходит в другое тело».

© Авторский материал подготовлен Татьяной Поленовой. При копировании ссылка на сайт pohorony.kz обязательна.