Skip to main content

Бальзамирование - «жизнь» после смерти?

«Жизнь» после смерти

Бальзамирование, как способ сохранности облика покойного, возникло еще в древнем Египте. И если исстари к мумификации прибегали, следуя религиозным взглядам, то сейчас этот метод позволяет уберечь в случае необходимости тело близкого человека, когда требуется длительное сохранение.

В случаях, когда почившего родственника необходимо перевезти в другой город, или процедура прощания может занять долгое время – признаки разложения могут стать тяжелейшей психологической травмой.  Этого лучше избежать. В кратчайшие сроки специалисты смогут подготовить тело покойного, и избежать ненужных стрессов и эксцессов. История методов бальзамирования длится не одно тысячелетие. Сейчас мы хотим рассказать о самых известных из них.

 

Многие знают, что впервые  бальзамирование описано в мифах египмумиятян. Согласно им, всем процессом сохранности тела «заведовал» Анубис,  после смерти превращая покойного с помощью магии в «ах» («просветленного»).

Бальзамирование в древнем Египте носило ритуальный характер, а сам процесс  был очень долгий (занимая до 70 дней) и варьировался в зависимости от ранга покойного. Во время самой дорогой процедуры производилось вскрытие полостей. Они промывались пальмовым вином и квасией, затем наполнялись воском, писифальтом и асфальтом. Извлеченные внутренние органы хранились в специальных сосудах – канопах, которые помещались рядом с телом почившего. После всех процедур тело помещали в раствор из смол и меда на двадцать дней. После на него надевали рубаху и зашнуровывали ее сзади. Поверх накладывали на 15-20 раз шелковые бинты, пропитанные смолами (для этого требовалось до пятисот метров шелка). Ноги бинтовали вместе, а руки отдельно. Лицо было накрыто разрисованным куском шелка, либо золотой или серебряной маской-портретом. Позднее порт­рет делали  на досках (так назы­ваемый «фаюмский» портрет).

Доступный для бедняков обряд требовал незначительных затрат. Сок редьки вливали в брюшную полость и ложили тело в натровый щёлок на семьдесят дней. После чего мумию возвращали родным.

Сохраненные таким образом тела называли саху, термин «мумия» (от араб. «асфальт») появился позже и вошел во всеобщее употребление благодаря византийским писателям.

воскНо кроме жрецов Египта бальзамирование было известно у персов, ассирийцев, римлян, индейцев Южной и Северной  Америки и даже алеутов. И если в жарких странах основными бальзамирующими веществами стали воск и мед (как по преданию перевозили тело Александра Македонского из Вавилона в Египет), то другие народности нашли другие, достаточно экзотичные для нашего представления методы.

Например, на Алеутских островах начиная с 1000 г. н.э. заботились о сохранности покойного следующим образом. Через разрезы удаляли внутренние органы, а полости наполняли сухой травой. Потом тело помещали в проточную воду, которая должна была удалить из него жировую ткань. Вынув тело из воды, его пеленали в позе эмбриона и так сушили на солнце.

У индейцев Северной Америки бальзамировали только тела вождей. Существовало несколько способов мумификации. Благодаря первому из них достигалась почти полная сохранность тела. Здесь применяли отделение кожи от тела и высушивание плоти. Для точного воспроизведения облика покойного в мумию насыпали мелкий белый песок.

По другому методу тело сначала варили, затем сушили, а на суставы и шею надевали браслеты или цепи, которые носил при жизни покойный. Тело набивали медными бусами, топориками, ножами и после этого аккуратно заворачивали в белые шкуры, а затем, в служащие саваном циновки.

На территории Южной Америки, в империи инков – Тауантинсуйу – бальзамировали преимущественно тела правителей. Они обрабатывались путем изъятия внутренностей, которые помещали в золотые вазы, полости заполняли неопределенным до сих пор видом смолы, а тело покрывали битумом. Мумию предположительно усаживали на трон, облаченную в королевские одеяния, голова наклонена вперед, руки сложены на груди. Возле трона устанавливалась золотая статуя почившего Инки (монарха) в натуральную величину.  С этого времени дворец императора считался своего рода святилищем, а новый царь строил себе другую резиденцию. Впоследствии дворцы были разграблены алчными конкистадорамумия кошкими, а мумии не сохранились.

В Перу, бывшей одной из провинций государства инков, часто находили тела после бальзамирования, погребенные лицом на запад, с запасом кукурузы и коки в глиняных кувшинах. Они были завернуты в полотно и перевязаны грубой веревкой. Во рту мумии держали маленький медный, серебряный или золотой диск. Большая их часть хорошо сохранилась, но плоть сморщилась, усохла и черты лица стали  неразличимы. Волосы сохранены, у женщин – заплетены в косы. Интересно, что таким образом сохраняли не только тела людей, но и многие виды животных и птиц, включая попугаев, собак, кошек, голубей, ястребов, цапель, уток и лам. Они  также найдены завернутыми в полотно, как и люди.

Эквадорские племена индейцев хиваро применяли способ сохранения голов путем их «усадки». Технически этот процесс тяжело назвать бальзамированием, но он тоже интересен по своему исполнению. Через узкий длинный разрез на скальпе удаляли кости черепа. Кожу головы вместе с волосами варили в воде, содержащей травы с вяжущими свойствами. В завершение этого процесса на местах, где прежде были кости черепа, помещали горячие камни, которые постепенно уменьшались в размерах. Через какое-то время кожа высыхала, процесс усадки был завершен. Камни удаляли, после чего зашивали  разрез. По окончании процедуры голова становилась размером с мужской кулак, при этом черты лица были отчетливо видны и занимали положенное им место. Полагают, что такой же способ применяли для всего тела с равным успехом, но образцов подобных мумий до сих пор не нашли.

Известно и так называемое «природное» мумифицирование – торфяное дубление. Хотя правильней это будет назвать естественной консервацией мертвого тела.  Торфяники северо-западной Европы стали своеобразным хранилищем останков людей железного века. При образовании торфа на болотах создается среда содержащая продукты разложения мха сфагнума, в том числе и гумусовую кислоту. Эти вещества при  отсутствии кислорода предохраняют тела от разложения. Благодаря уникальной сохранности, ученые смогли установить отчего умерли покойные, в какой среде жили, чем болели и даже сняли их дактилоскопические отпечатки. Гумусовые кислоты помогают сохранить волосы и кожный покров, но уничтожают наследственный бальзамацияматериал – ДНК.

В России метод бальзамирования хоть и был известен, но практически не применялся. Известны процедуры бальзамирования, ставшие скорее исключением из правил, так как православная религия предписывает предавать покойников земле.

Так профессор М.Попов и известный биолог Д.Зернов в 1894 году бальзамировали тело русского царя Александра III. Они применяли раствор хлористого цинка в спирте и карболовую кис­лоту, позже заменив их в своих опытах на формалин.

В 1906 году П. А. Минаков произвел консервацию тела своего кучера, путем инъекций в полости смеси спирта с формалином.

Новый способ бальзамирования изобрел хирург и анатом Николай Иванович Пирогов. После его смерти доктор Давид Ильич Выводцев гоф-медик первого Придворного округа провел бальзамирование Пирогова, согласно его методике. Труп не вскрывали, как это делают сейчас, разрез был сделан в боку и через него извлекли внутренности. Они также были забальзамированы и вложены обратно. Вся операция продолжалась не более четырех часов. Метод этот впоследствии был утерян и так никогда не восстановлен.

Новый способ был изобретен в 1924 году В.П. Воробьевым и Б.И. Збарским. Его главное преимущество состояло в том, что тело мумифицировалось на очень долгий срок с сохранением портретного сходства.ленин

Этим методом был забальзамирован вождь мирового пролетариата В.И. Ленин. Основа этой процедуры, была следующая: ткани тела должны быть пропитаны веществами невысыхающими и притягивающими влагу из окружающего воздуха. Ими стали уксуснокислый калий и глицерин. Первый особенно жадно притягивает влагу, а глицерин никогда не высыхает.

После обработки формалином тело погрузили в ванну с 20% спиртом, а кисти рук и голову – в локальные ванны с 30-35% спиртом. После двухнедельного пропитывания в спиртоглицериновой ванне, покойного поместили в водный раствор глицерина. Для профилактики возможного попадания простейших или  микроорганизмов по предложению Б.И.Збарского в ванну добавляли один, а затем два процента хлорида хинина. Затем туда же стали добавлять ацетат калия, а для борьбы с отечностью лица и кистей рук делали примочки из абсолютного спирта. Сейчас, для дальнейшей сохранности тела, в определенные сроки проводят процедуры повторного бальзамирования, соблюдая строгие правила и условия этой методики. Например, два раза в неделю на лицо и руки Ленина распыляется бальзамирующая жидкость.  Раз в полтора года в ванну со специальным раствором помещают  все телореактивы.

Методом внутрисосудистого бальзамирования прославился голландский профессор Фредерик Рюйш. Он был непревзойденным препаратором и создал уникальный способ инъекции кровеносных сосудов окрашенным составом, благодаря чему обнаружил мельчайшие их разветвления во внутренних органах неизвестные прежде. Он придумал, как сохранить естественный цвет частей тела. Но и его способ был со временем утерян. А коллекция, проданная Петру I, разместилась в России, получив название –  «Кунсткамера».

Сейчас известен подобный вышеупомянутому метод мумификации тел. Проходит он так:

1) инъекция сосудов;

2) обработка полостей;

3) инъекция мягких тканей.

Основные жидкости, употребляющиеся при этой процедуре, подразделяются на четыре категории: дренажная (или «прединъекционная»), «предбальзамировочная», бальзамирующая артериальная и бальзамирующая полостная.

Одним из самых эстетичных способов мумификации считается пластинация или метод Хагенса. Используя прозрачный пластик он сначала «консервировал» внутренние органы. Потом ему пришла идея вводить полимеры внутрь всего тела. Это обеспечивает недостижимую ранее длительность сохранения тел.

крионикаКак альтернативу бальзамированию американский физик Роберт Эттинджер предложил сохранять мертвое тело способом глубокой заморозки – криостаза. В своей книге «Перспектива бессмертия» ученый утверждает, что подобную методику можно рассматривать как форму анабиоза, т.е.  обратимой смерти. А это уже не столько шанс на сохранность тела, сколько вероятность прикоснуться к такой недостижимой мечте, как бессмертие.

 

Подводя итог можно сказать, что люди всегда стремились сохранить красоту тела, как у живых, так и у мертвых. И хоть прибегать к бальзамированию приходится в тяжелой для каждого ситуации, это тоже своеобразная дань покойному. Позволить уйти ему в мир иной, сохранив былую привлекательность.

 

Материал подготовлен Лилией Ли. При перепечатке ссылка на сайт pohorony.kz обязательна.