Наурыз – рождение весны
Наурыз – это восточное празднование нового года. Праздник пробуждения природы, обновления. Самое долгожданное торжество, отмечаемое народом Казахстана.
География этого праздника широка, отмечают его в странах Средней Азии, Афганистане, Грузии, Пакистане и Кашмире, Турции и Македонии. В России он проводится в республиках Татарстан и Башкортостан.
Историки считают Наурыз одним из самых старинных праздников на Земле. Согласно одной теории, возник он семь тысяч, по другим данным – пять тысяч лет назад.
Произошло слово «наурыз» от персидского словосочетания «нау» (новый) и «руз» (день). Кое-кто из ученых связывают его даже с коптским – «нияру» – день.
Интересно, что к исламу Наурыз отношения не имеет, изначально он начал отмечаться задолго до появления этой религии у персов во времена правления Ахеменидов. При этой династии он стал официальным праздником Зороастризма. Торжество пробуждения природы постепенно приобрело другой духовно-этический смысл.
Сведения об этом дне встречаются в трудах как античных, так и средневековых авторов. У таджиков он называется «Гульгардон» или «Гульнавруз», у татар – «Нардуган», а у древних греков именовался как «Патрих». Казахи в далеком прошлом называли Наурыз – Улыстын Улы Куны («Великий день народа») или Улыс Куны («Первый день Нового Года»).
Считалось, чем богаче будет отмечен праздник, тем удачнее пройдет год. Накануне люди наводили порядок в доме, расплачивались с долгами, мирились с врагами. В ночь перед Наурызом все емкости в доме наполняли айраном, молоком, водой и зерном.
Сам праздник начинался со встречи рассвета, жители аула брали лопаты или кетмени и расчищали в условленном месте родник или арык. Затем проводили посадку деревьев. После ритуальных мероприятий все приглашались на праздник, проводившийся на открытом воздухе. В полдень из мяса быка готовили блюдо «бель-котерер» («выпрямляющий стан»), поскольку это животное считалось одним из самых сильных, и приготовленная пища давала едокам силу и выносливость.
Помимо всеобщего празднования богатый дастархан накрывали в каждом доме. Главным ритуальным блюдом на столе был наурыз-коже, который должен состоять из семи ингредиентов, которые символизируют семь компонентов жизни: вода, мясо, жир, соль, злаки, мука и молоко. В семи чашах яство ставилось перед аксакалами. Наличие цифры было «7» непременным условием – для казахов она заключает в себе семь дней недели – временные единицы безграничной вселенной. Каждый человек должен был пригласить семерых гостей и сам посетить семь домов. Этот обряд созвучен с таджикской традицией. Там за несколько часов до навруза готовят праздничный стол «хафт син» (семь «С»). На подносах ставят семь вещей, название каждого из которых начинаются на букву «С».
Празднование у казахов сопровождалось всегда традиционными массовыми играми и развлечениями. Самыми известными из них были «Аудары-спек, перетягивание друг друга из седла, и «Айкыш-уйкыш» (переводится как «навстречу друг другу»). В соревнованиях могли участвовать не только джигиты, но и девушки. Они вызывали юношей на состязания, и если побеждал мужчина, то исполнял желания соперницы, в противном случае, приобретал право на ее руку и сердце. Так празднование Наурыза плавно перетекало в свадебное торжество.
Завершался день айтысом, песенным соревнованием акынов. Их состязания завершались с заходом солнца, когда на улицах зажигались костры и люди с зажженными от него факелами, пели и плясали, заканчивая так праздник весеннего равноденствия.
В 1926 году, во время советской власти Наурыз был причислен к пережиткам древности и анахронизмам, празднование его было запрещено. Впервые в Казахстане, после долгих лет «анафемы», он проводился в 1988 году. Свое официальное признание праздник получил 15 марта 1991 года, после выхода Указа Президента Казахской ССР «О народном празднике весны – «Наурыз мейрамы». С 2001 года 22 марта объявлено государственным праздником республики. Более того, ЮНЕСКО с 30 сентября 2009 года включил Наурыз в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества, и Генеральная Ассамблея ООН также признала эту дату как Международный день Наурыз.
Так оказалось, что древние традиции сильнее запретов. И ныне каждый житель Казахстана отмечает день Наурыза не только как начало весны, но и как общественный праздник духовной близости между народами, живущими в нашей многонациональной стране.
Материал подготовлен Лилией Ли. При перепечатке ссылка на сайт pohorony.kz обязательна.