Skip to main content

Тибет: небесное погребение - ритуал не для слабонервных.

По мнению приверженцев религии бон, душа после кончины покидает тело, но оно должно приносить пользу. Поэтому наряду с кремацией и сбрасыванием в реку широкое распространение получило так называемое небесное погребение – «джха-тор», что переводится как  «милостыня птицам».


    Этот вид похорон считался наиболее  угодным богам, кроме того, он предпочтителен ещё и потому, что закапывание в землю в скалистой местности затруднительно. Кремация – дело весьма дорогое: ведь страна не может похвастать обилием растительности. Но всё же богатые могли позволить себе этот способ уничтожения тела, а тела бедняков без особых затей сбрасывались в водоём.

     Над установленным в сидячем положении трупом в течение суток читает молитвы священник. Молитвы помогают  душе преодолеть путь от смерти к возрождению; как именно это происходит, подробно описывает «Тибетская книга мёртвых», о которой разговор будет дальше.  По прошествии трёх дней кто-либо из близких друзей покойного несёт его тело на одну из более тысяч площадок,  предназначенных для исполнения обряда небесного погребения.


     Теперь к делу приступают специальные люди – рогьяпы. Облачённые в длинные непромокаемые фартуки, они разделывают тело на куски, предварительно срезав с трупа волосы. Стая грифов и других хищных птиц, иногда в компании с бродячими собаками, наблюдает за процессом, ожидая момента, когда можно приступить к трапезе. Но вот рогъяпы снимают фартуки и отходят в сторону, птицы же, напротив, приближаются приступают к поглощению останков. Когда съедено всё, кроме костей, на большом плоском камне рогьяпы их измельчают в порошок,  а затем смешивают с ячменной мукой и скармливают птицам. Таким образом, от тела ничего не остаётся, кроме разве что памяти.

 

 


      Такие похороны, при кажущейся простоте, так же, как и кремация, нельзя назвать дешёвыми, поэтому доступны они были не каждому. Рогьяпы – сильные духом и  физически крепкие мужчины, иногда это были монахи, иногда – потомственные «могильщики»: дело отца переходило к сыну. Если же рождалась девочка, ей надо было искать себе пару среди тех, кто согласится перенять это не столь приятное, но почётное ремесло у тестя.
     Бывало, что небесное погребение не по средствам, в таком случае тело просто бросали на скалу, и там уж птицы и дикие животные его уничтожали!


      Зрелище похорон «по всем правилам», как можно заключить, не для слабонервных, и посторонних на площадку не допускали. Существовала и ещё одна причина «закрытости» обряда: присутствие чужака оскорбляет чувства родных и вносит диссонанс в общую тональность скорби и печали. Однако тибетцы считали, что каждый человек должен хотя бы однажды стать его свидетелем, чтобы почувствовать бренность и быстротечность земного существования.

      Испытывали ли жители Тибета страх смерти? Вряд ли… Не существовало и отрицания смерти: скорее всего, она воспринималась как данность, которой избежать нельзя. Недаром древние тибетцы в быту использовали посуду изготовленную из человеческих костей.


Такое погребение конечно же отличается от традиционных похорон, но нельзя забывать. что в условиях высокогорья, в сухом и холодном климате тела умерших сохранялись бы очень продолжительное время. Поэтому и нам не стоит делать сравнение с таким необычным обрядом...

 © Авторский материал подготовлен Татьяной Поленовой. При копировании ссылка на сайт pohorony.kz обязательна.