Ботсвана: похороны по-африкански
Ботсвана: похороны по-африкански
Представим себе на минуту, что мы вдруг оказались в Ботсване. Те, кто имеет возможность, даже съездит в эту страну. Нам объявили, что с минуты на минуту мимо нас пройдёт похоронная процессия, к которой нам нужно будет обязательно примкнуть. Что мы будем делать на похоронах? Не спешите делать шаблонно-скорбное лицо или молча задумываться о быстротечности земной жизни. Иначе можете получить по полной. По местным понятиям, участники похорон обязаны… радоваться, петь и веселиться до упаду. Этому их учит религия: никакого ада в местных поверьях не существует, любой умерший тут же переносится в лучший мир.
Это можно понять, если оценить условия, в которых проживает большинство африканцев: то, что обычно именуется «адом», человек проходит на земле, - куда уже хуже? Близкий нам человек перешёл в лучший мир, а наша жизнь продолжается как ни в чём не бывало и закончится тем же: попаданием в рай. Религиозные понятия соотечественников решили использовать для дела и местные бизнесмены. В магазинах Ботсваны популярны гробы самых разных форм, раскрашенные в яркие краски. Самолёты, петушки, слоники – вся эта красота становится последним пристанищем ушедшего из этого мира человека. Чем богаче похороны, тем ярче и красивее выглядит гроб, который украшается фирменными надписями различных брендов и просто весёлыми изречениями.
А вот печаль считается здесь большим грехом. Этикет в Африке вообще перевёрнут с ног на голову, по мнению европейца. Так, о сексе говорят громко и во всеуслышание. На каждом шагу встречаются группы женщин, которые как ни в чём не бывало хвастаются друг перед другом и перед всем народом, как их смачно трахает муж и сколько у них детей. Несмотря на огромную бедность, иметь мало детей считается дурным тоном. Здесь считается, что если семья имеет мало детей, значит, один из супругов, возможно, серьёзно болен (или они оба). Поэтому в типичной африканской семье редко бывает меньше семи - десяти детей. Пренебрежение «цивилизованными», с европейской точки зрения, условностями соседствует здесь с целым рядом жёстких правил по отношению к объектам традиционного почитания, в отношении к племенным вождям. «Корпоративно-племенной дух» здесь настолько суров, что стоит выше интересов государства. Случалось, даже успешные для Африки государственные режимы, способствовавшие развитию передовых экономик, в одночасье рушились из-за нарушения племенного этикета. Если европейский чиновник приучен к тому, чтобы умереть за сохранение государственного устройства, демократических институтов, мира во всём мире и тому подобных вещей, то в Африке к ним относятся более чем пренебрежительно, рассматривая их как красивые игрушки или карго-культ; превыше всего в Африке – интересы племени и авторитет вождя.
© Авторский материал. При копировании ссылка на сайт pohorony.kz обязательна