Еврейская традиция
Смерть и траур
Обычаи, связанные с таким печальным ритуалом, преследуют в основном две цели: проявить максимальное уважение к мёртвому телу и облегчить боль и подавленное душевное состояние тех людей, кто понёс утрату.
У смертного одра
Когда станет понятным, что дни больного сочтены, вся семья собирается у ложа умирающего. Пока он в силах говорить, ему нужно прочитать покаянную молитву и Шма. Родственникам не пристало надолго отлучаться из комнаты – в противном случае можно пропустить последний вздох умирающего и не закрыть ему вовремя глаза. Сразу после наступления смерти присутствующие должны произнести благословение «Праведному судье» и разорвать край своей оде жды – этот ритуал символизирует скорбь, горе.
Онан – траур перед погребением
С момента кончины и до самого погребения близкие предаются онану, то есть скорби. В этот период, тем не менее, нельзя полностью расслабляться: нужно заботиться об организации похорон, тем более что Иудаизм, в частности, его закон «галаха» - запрещает кремацию. Запрещены похороны в субботу и еврейские праздники, но вообще похоронить умершего нужно как можно более быстро, и вплоть до погребения возле тела должны находиться родственники. Это правило распространяется даже на случаи, когда тело находится в морге.
Подготовка тела к похоронам
После констатации смерти работники похоронного общества хевра кадиша приступают к подготовке тела к захоронению. Мужское тело обмывают мужчины и, соответственно, женское – женщины. После процедуры омовения на тело выливают примерно 20 л воды. Саван, в который потом заворачивают труп, изготовлен из простой льняной ткани белого цвета. Это «убранство» одинаковое для всех почивших иудеев, призвано дать понять, что все – богатые и бедные, знатные и простолюдины – равны перед лицом смерти. Бальзамирование по иудейским законам запрещено.
Мужчину хоронят в основном в таллите, в котором он молился, будучи живым. Последнее пристанище иудея – простой ящик по размеру тела, в одной из нижних досок которого высверливают небольшое отверстие. Посторонним, то есть незнакомым и малознакомым людям родные не позволяют близко подойти к телу – считается, что среди таких любопытных могут быть и недоброжелатели, и даже враги, которые порадуются смерти человека и позлорадствуют по этому поводу. Поэтому тело, включая и лицо, полностью закрывается саваном. В гроб не кладут никаких посторонних предметов.
Недопустимы, как уже говорилось, не только кремация, но и вскрытие тела. Оба этих действия, по мнению раввинов, оскверняют дух и тело покойного иудея. Но если вскрытие необходимо, например, для выявления всех обстоятельств уголовного дела или по другим причинам, то оно допускается. Если сосед или другой человек пришел в дом выразить соболезнование близким, нельзя здороваться. Трудно найти слова, способные утешить близких, а некоторые приличествующие случаю фразы выглядят стандартно и даже могут обидеть своей «затёртостью». Согласно традиции, приходящим следует выразить скорбь молчанием.
Церемония погребения
Иудея желательно похоронить на еврейском кладбище, но если это невозможно, нужно стремиться выбрать место вдали от неевреев. Вначале раввин или другое уполномоченное лицо читает псалмы, а иногда и вкратце или более развёрнуто рассказывает о жизненном пути покойного и о добрых делах, им совершённых. После этого читается молитва в честь Бога. Здесь присутствующие должны хранить молчание – никакие разговоры, даже выражающие сожаление об усопшем, недопустимы!
После помещения гроба в могилу и засыпания его землёй к родным обращаются со словами утешения. Перед отъездом с погоста нужно омыть руки. С этого времени потерявший родственника предаётся скорби, которая называется не онан, а авель, и она может быть весьма длительной. Всем, возвращающимся с похорон, предлагается блюдо, в основе которого крутые яйца. Оно олицетворяет боль по утрате, которую трудно выразить словами.
Первая скорбная неделя - Шива
Самая первая неделя после похорон, Шива, являет собой период самого глубокого траура. Родные не должны покидать дом без крайней необходимости. Несколько раз в день друзья и члены общины приходят молиться за упокой души вместе с близкими покойного, пребывающими в трауре.
Мужчины, как правило, читают каддиш – молитву, не только облегчающую отход умершего в лучший мир, но и восхваляющую Бога и приближающую эпоху всеобщего мира. В этот п ериод скорбящие должны сидеть на низких стульях, им нельзя стричь ногти и волосы, но если они сами страдают тяжёлым недугом, запрет снимается. Как и в Православии, зеркала и все отражающие поверхности, пока покойник в доме, завешиваются. Поминки не практикуются, а по окончании недели и родственники, и приходящие друзья и знакомые приступают к своим обычным делам.
Первый скорбный месяц - Шлошим
Этот месяц включает в себя и неделю Шива. Когда она окончится, ослабевает и траур. Скорбящим уже можно стричь ногти, но волосы подстригают несколько позже. Мужчинам надлежит ежедневно посещать синагогу и читать там каддиш. После Шива можно установить надгробный памятник, но многие делают это спустя год. В течение года со дня похорон нельзя слушать музыку, смотреть телевизор и вообще развлекаться, лишь те, кто сделал музыку своей профессией, могут играть на музыкальном инструменте. До окончания первого года мужчины продолжают ежедневно читать в синагоге каддиш. В годовщину смерти близкого человека и днём, и ночью горит поминальная свеча, а все родственники читают каддиш. В одной из священных еврейских книг сказано, что душа есть светильник Всевышнего, поэтому зажигают на сутки свечу или маленькую электрическую лампочку ежегодно в день кончины.
© Авторский материал подготовлен Татьяной Поленовой. При копировании ссылка на сайт pohorony.kz обязательна.