Skip to main content

Огненные похороны

Обычай сжигать тела и врагов, и друзей описан в трагедиях древнегреческих авторов – Софокла, Эсхила и некоторых других. Так, Еврипид говорит об уничтожении трупа Клитемнестры: «Её тело было очищено пламенем». Немало сцен кремации можно также обнаружить и у Гомера в его «Илиаде». Обратимся к сцене похорон Ахиллесом своего друга Патрокла, слова описания примерно такие: «Огонь сожрал и тело, и то, что было положено к нему, всю ночь горел костёр, а резвый Ахиллес вино черпал из кубка и поливал и тело Патрокла, и всё, что находилось рядом. Наверное, душа Патрокла всё это видела».


Перед костром высотой в 100 фунтов, по описанию Гомера, было зарезано множество жертвенных животных, и их жиром Ахиллес смазал тело друга с ног до головы. Рядом лежали мёртвые животные и 12 пленных троянцев – всех их также сожгли на костре вместе с Патроклом. Присутствовавших при таких похоронах, как ни кощунственно может прозвучать, радовало, если тело с покойным, животными и пленными загоралось быстро. Если же возгорание было слабым и медленным, нужно было помолиться божествам Борею и Зефиру, как это и сделал Ахиллес. 

После сожжения, по древнему обычаю, память почившего почитали состязаниями стрелков из лука, борцов и других спортсменов. 
Несколько позже сцены подобных похорон описывают и другие древнегреческие авторы – Лукиан и Цицерон. 


Тело, лишённое души, осквернено, и его надо очистить. Такой силой, по мнению древних греков, являлся огонь, который начали применять для этих целей за VII тысяч веков до н.э. Материал для костра был весьма доступен: это леса, в изобилии окружавшие и мелкие населённые пункты, и крупные мегаполисы. Сама обстановка зажжения погребального костра и весь последующий ритуал поражали воображение своим величием и торжественностью. Не только греки, но и римляне, славяне, индусы, японцы и некоторые другие народности отдавали предпочтение кремации. 


Выбор того или иного способа зависел от предсмертного распоряжения покойника или от воли его родственников. Уничтожение трупа с помощью огня имело, помимо чисто утилитарного, и духовное значение. Телесная оболочка, объятая огнём, способствует более свободному выходу духа и вознесению его на небеса: ведь теперь ему не нужно пробиваться сквозь толщу земли, но дым и пламя поднимут дух естественным путём и определят его в положенное место. Древние греки и поклонялись огню, и испытывали перед его уничтожающей силой страх. 


Кремация, как уже говорилось, была достаточно дорогим способом захоронения тела, поэтому сжигать своих покойников могли лишь обеспеченные граждане. Предварительно тело натирали благовониями, а в процессе горения воскуривали курительные палочки, чтобы уменьшить запах гари. 
Вначале сооружали большой костёр, в пламя которого родные бросали волосы, домашнюю утварь, одежду покойного, а также всё то, что он любил и чем пользовался при жизни. Во времена Гомера, как мы видим из отрывка о похоронах Патрокла, было принято убивать животных и даже людей и также бросать их тела в погребальный костёр. Женщины в знак скорби – и это касается не только кремации, но и похорон вообще – расцарапывали себе лицо до крови и пронзали острыми предметами части тела. 


Зрелище было впечатляющим: взвившееся до небес пламя уничтожало мёртвую плоть покойного, а вместе с тем и жертвенных животных, людей и предметы обихода. Но вот огонь погас, оставив лишь кости и пепел. Их собирали в специальную урну, а остатки пепла заливали вином. Урны могли быть сделаны как из жести, так и из свинца, иногда для пепла использовали другую емкость, бронзовую или глиняную. Для детских останков применялись амфоры. Могилы для урны или амфоры располагались в каменной скале, а сверху насыпались земляные холмы. В результате образовались огромные по количеству захоронений «братские могилы», которые археологи продолжают находить и по сей день. Так, не столь давно была обнаружена могила большого числа афинских воинов, убитых в сражении у Марафона, что происходило в 490 г. н.э.

© Авторский материал подготовлен Татьяной Поленовой. При копировании ссылка на сайт pohorony.kz обязательна.