Смерть и жизнь - неразделимы
Смерть – неотъемлемая часть жизни, и это парадоксальное, на первый взгляд, утверждение, вряд ли кто подвергнет сомнению. Бесспорно и то, что с физической кончиной неизменно заканчивается наше земное существование, что бы там ни говорили об реинкарнации или воскрешении после Судного дня.
Все мировые религии пронизывает мысль о страхе смерти, даже таких выдающихся людей, как Наполеон и Лев Толстой, приводила в ужас мысль о своём неизбежном конце...
«Умер» — слово жёсткое, страшное, подчас мы не решаемся его произнести. Нередко можно слышать от родственников: «Если с мамой (папой) что-нибудь случится...» Что случится — всем ясно: человек прекратит земное существование. Видите, даже нам неловко как-то сказать «умрёт». В нашем языке можно найти много эвфемизмов, то есть заменяющих слов, хотя смысл, конечно, всем ясен и неизменен. «Отдал Богу душу», «отошёл в лучший мир», «преставился», не говоря уже о просторечных «отбросил коньки», «окочурился», «дал дуба», и т.д. Но как бы ни называли это событие, оно неизбежно настигнет каждого из нас, ибо все мы смертны.Об отходе в «последнюю гавань» мало кто задумывается, особенно в молодом и среднем возрасте, а вот терять родных и знакомых, увы, приходится каждому из нас. И лишь при столкновении с чужой смертью мы начинаем понимать, что она – удел всех живущих. «Мы впервые понимаем смерть лишь тогда, когда она забирает человека, которого мы любим», - сказала Жермена де Сталь.
Совсем маленькие дети, конечно же, ещё не понимают, что же такое смерть. Но когда им исполнится 4-5 лет, можно сказать об усопшем родителе примерно такое: «Твоего папу очень полюбил Боженька, и он взял его к себе на небо».
Но вот сын или дочка подрастают, и постепенно, по мере взросления, хлёсткое слово «смерть» постепенно входит в их обиход и уже не как нечто абстрактное, а вполне реальное. Бабушка после инсульта скончалась, братик попал под машину со смертельным исходом… Как ни странным может показаться, но в детстве и молодости кончина близких воспринимается куда легче, нежели в зрелом и старческом возрасте.
Если обратиться к опыту наших предков, то можно отметить, что даже самые маленькие дети воспринимали смерть не только посторонних, но и близких людей совершенно естественно. Они участвовали в погребении и, живя одной жизнью со взрослыми, принимали участие в обряде погребения.
А что же сейчас? Восприятие естественного течения жизни подчас отвергается, а на смену ему приходит суррогатная замена таких понятий, как душевное родство, дружба, любовь. Конфликты, насилие, а то и убийства заполонили средства массовой информации.
Мы постоянно узнаём из газет, по радио и из телевидения о случаях гибели людей в результате наводнений, террористических актов, цунами и тому подобных бедствий. Немало людей покидают этот мир от различных хворей, удушений, отравлений, несчастных случаев и т.п. В результате такой печальной информации мы вольно или невольно «примеряем» на себя неизбежный конец нашего бренного существования.
Вопрос жизни и смерти, расплаты за грехи и последующего воздаяния за них — равно как и вознаграждения за праведную жизнь — нет-нет, да и приходит на ум каждому из нас, живых людей.
Благодаря прогрессу медицинской науки и доступности информации мы можем иметь представление, как проходит процесс умирания с физиологической точки зрения: разрушение деятельности мозга, остановка дыхания, угасание сердечной деятельности и т.д. Более того, мы с помощью некоторых исследований можем даже представить, что испытывает человек в период клинической смерти.
И всё же — что такое смерть, на что она похожа? Этот вопрос, пожалуй, как никакой другой, интересует человечество на протяжении всего его существования.
Один из самых оптимистически настроенных мудрецов Эпикур говаривал: «Там, где есть я — там смерти нет, а там, где смерть — там меня уже нет, так зачем мне о ней думать?» Некоторые разделяют эту мысль, а некоторые отнюдь не успокаиваются на ней, и размышляют, и ищут, и делают выводы...
Большинство видов страха порождается неизвестностью – мы неуверенны в своём будущем, не знаем, что будет с нашими детьми, но твёрдо знаем, что в один далеко не прекрасный день нас навестит «старуха с косой», и нас не станет. Независимо от того, богатый вы человек или бедный, занимаете ли вы высокий правительственный пост или подметаете улицы в маленьком городке — вопрос «А что там, за барьером жизни?» для вас наверняка актуален — если вы уже немолоды, по крайней мере. Как жить – в постоянном ожидании конца или как ни в чём не бывало продолжать работать и растить детей? И зачем влюбляться и создавать семью, если все мы «там» будем? И какой смысл заводить друзей, если и их через какое-то время закопают в землю?
Сопротивляться печальным мыслям и бежать от них не надо: лишь приняв неизбежность смерти как безусловную данность, мы начинаем жить реалиями повседневной жизни. Никакого парадокса здесь нет. Победив страх смерти и восприняв её как данность, каждый сможет воспринять свою духовную сущность, свою душу как нечто бессмертное, которое не поддаётся ни времени, ни, тем более, тлену. «Не надо бояться смерти ни в семнадцать лет, ни в семьдесят…», говорил Андрей Тарковский - и это правильно, иначе вся наша жизнь будет посвящена ожиданию ее окончания...
© Авторский материал подготовлен Татьяной Поленовой. При копировании ссылка на сайт pohorony.kz обязательна.